Редкие изразцы

Изразец – это расписная плитка из глины, с обратной стороны которой имеется румпа (массивное коробчатое основание) с отверстиями для надежного крепления в стене или на печи. По своему назначению изразцы делились на архитектурные, предназначенные для облицовки зданий, и печные. Изразцы подвязывались к кирпичной кладке на вязальную проволоку, а зазоры между ними и стеной замазывались печным составом, в который входила необожженная глина – мертель. Таким образом, керамическая облицовка «дышала» вместе с кирпичной кладкой печи или камина, вступая в резонанс с ее тепловым расширением при нагреве и остывании.
В XVI веке на Руси появляется повышенный спрос на поливную керамику. Сверкающие нарядными красками керамические изразцы – кафли, как их тогда называли, использовались для облицовки зданий, украшения внутри помещений печей и каминов. Балахна стала одним из центров этого промысла, и творения балахнинских мастеров снискали заслуженную славу по всей стране.
Полюбоваться на балахнинские изразцы мы отправились в Музей глины, всего в паре домов от исторического музея.

Конечно, экспозиция начинается с самого начала. Где добывали глину в окрестностях Балахны, какая бывает глина и что еще нашли в балахнинском крае при раскопках, кроме старинных черепков из глины.


Вот что еще нашли при раскопках. Старинные изразцы.

Павлин или жар-птица?


Фотозона с печкой в изразцах))) Только это — цветная печать на клеенке)

После победы Ивана Грозного над казанскими татарами в 1552 году, было решено воздвигнуть в Москве в честь этого события храм Василия Блаженного. Шатры собора Василия Блаженного украшали цветными изразцами, имевшими форму круга, квадрата, ромба, прямоугольника и треугольника. Они были окрашены эмалями разных цветов: белой, голубой, красной, бирюзовой, коричневой, синей, желтой. Балахнинцы заделывали свои керамические изделия в кирпичную кладку, придав им удивительную прочность и долговечность. Пролетели над Москвой века, а балахнинские изразцы до сих пор играют переливными цветами радуги на высоких шатрах собора Василия Блаженного. Теперь и вы знаете об этом удивительном факте, так что присмотритесь к узорам собора, когда будете в следующий раз прогуливаться мимо него.
Изразцовые печи балахнинских мастеров можно встретить в различных уголках России. В Грановитой палате московского Кремля отлично сохранилась изразцовая печь первой половины XVIII века. Под Москвой в районе Красная Пахра в бывшем дворце Шереметьева сохранилась печь второй половины XVIII века. Сохранились изразцовые печи в Нижнем Новгороде, Муроме, Гороховце, Пучеже, Катунках. В бывших романовских покоях в Костроме сохранились уникальные по красоте печи.
Безвестные балахнинские мастера украсили диковинными цветами и фантастическими зверями, причудливыми узорами и целыми сюжетными композициями соборы в Дмитрове и Старице, печи в Теремном дворце Московского Кремля, церкви во Флорищевой пустыни, Муроме, Костроме, купол Успенской церкви в Нижнем Новгороде.
Промысел существовал в Балахне почти четыре века. В 1810 году в городе было восемь специализированных изразцовых предприятий (не считая того, что изразцы выделывались также на многочисленных кирпичных заводах). Производство это прекратилось в 1880-е годы, отчасти вследствие истощения запасов подходящей глины, а главное, из-за конкуренции более крупных заводов, появившихся в Нижнем Новгороде.
|
</> |