Редкие и необычные летательные аппараты. Convair XFY Pogo
id77 — 10.11.2022 Здравствуйте уважаемые.В армии и флоте всегда стараются найти новые формы и системы летательных аппаратов. И иногда бывает крайне необычно. Например, американский Convair XFY Pogo
Это был эксперимент для палубной авиации флота США. В 1950 году ВМС США выпустило техническое задание на истребитель вертикального взлёта и посадки, способный размещаться на обычных кораблях (не авианосцах) с целью обороны морских конвоев от атак с воздуха. Две фирмы: Convair и Lockheed разработали для удовлетворения этого технического задания самолёты- XFY-1 и XFV-1, соответственно.
Специалисты Convair предложили флоту даже не один, а два принципиально различных проекта: турбовинтовой истребитель вертикального взлета и посадки XFY-1 Pogo, который мог базироваться на кораблях со специальной площадкой, и реактивную летающую лодку-истребитель XF2Y Sea Dart, которая могла использоваться с кораблей, оборудованных подъемным краном. Фирма же Lockheed разработала истребитель XFV-1 Salmon, аналогичный Pogo, - он тоже садился и взлетал при вертикальном положении фюзеляжа. Для перехода к горизонтальному полету истребителю приходилось разворачиваться в воздухе на 90 градусов. На обоих самолетах планировалось установить турбовинтовые двигатели YT-40-A-14 фирмы Allison мощностью 5500 л.с. с двумя со-осными трехлопастными винтами противоположного вращения.
31 марта 1951 года с фирмами Convair и Lockheed заключили контракт на постройку опытных экземпляров истребителей. Первой справилась с заданием фирма Lockheed - в марте 1954 года она завершила сборку первого опытного образца своего XFV-1. Но полетную программу аппарат не выполнил.
Таким образом, министерство обороны сосредоточилось на XFY-1 Pogo.
Самолет от Convair представлял собой моноплан с треугольным крылом размахом 7,8 м и стреловидностью 52° по передней кромке. Для повышения устойчивости в режиме висения в хвостовой части самолета устанавливались две вертикальные (верхняя и нижняя) хвостовые плоскости размахом 6,9 м, обладающие значительной площадью. Нижняя плоскость вертикального оперения прикреплялась взрывными болтами и могла быть сброшена в случае аварийной посадки в горизонтальном положении. Общая длина фюзеляжа составляла 9,4 м. Катапультируемое сиденье летчика было смонтировано на шарнирах и могло отклоняться вперед на 45° при повороте рукоятки в кабине пилота.
Шасси самолета состояло из четырех небольших самоустанавливающихся колес, при этом два колеса были смонтированы на концах крыла и два - на вертикальных хвостовых плоскостях. При взлете самолет XFY-1 опирался на эти колеса. Шасси обеспечивало устойчивое вертикальное положение самолет вплоть до угла отклонения аппарата от вертикали.
На самолете хотели устанавливать один турбовинтовой двигатель Allison YT-40-A-14 мощностью 5500 л.с, который был специально разработан для аппаратов вертикального взлета и был способен при взлете кратковременно развивать мощность до 7100 л.с. Но к моменту начала испытаний двигатель не был готов, поэтому воспользовались одним из моторов Т-40А-6 суммарной мощностью 5500 л.с. (5100 л.с. на валу и 700 кг дополнительной тяги за счет выброса отработавших газов). Редуктор привода винтов находился под кабиной летчика.
Максимальная скорость: 981 км/ч (расч.)
Практический потолок: 13300 м (расч.)
Скороподъёмность: 53 м/с (расч.)
Вооружение на опытном образце самолета не устанавливалось. Серийные машины планировалось оснастить четырьмя 20-мм пушками.
Перед началом полетов XFY-1 Pogo решили провести цикл испытаний истребителя со страховкой, подвесив его за носовую часть.
Летчик ВМС Д.Колеман 4 июня 1954 года совершил первый взлет и посадку в эллинге. По заявлениям пилота, управлять самолетом было очень тяжело, а поведение XFY-1 Pogo напоминало скорее прыжки, чем полеты. Самолет постоянно терял управление и закручивался.
Специалисты Convair разрешили совершить на Pogo свободный полет 1 августа 1954 года. После отрыва машина набрала высоту 12 метров, зависла и плавно опустилась на четыре стойки шасси. Во втором подлете Колеман достиг высоты 45 метров.
Несмотря на все трудности, 2 ноября 1954 года XFY-1 Pogo совершил первый полет с переходом в горизонтальное положение и последовавшую за этим вертикальную посадку. До этого момента Pogo налетал 40 часов.
Успешные летные испытания продлились до конца лета 1956 года. Но анализируя их результаты, военные пришли к выводу, что пилотирование летательного аппарата такой конструкции не под силу рядовому летчику. К тому же посадка XFY-1 на качающуюся палубу движущегося корабля оказалась просто невозможной даже при полном штиле.
Таким образом, ВМС окончательно отступили от вертикально взлетающих самолетов в пользу летающей лодки SEA DART XF2Y-1, заказав фирме Convair двенадцать предсерийных самолетов. "Си Дарт" ("Морская Стрела") превосходила своих винтовых конкурентов по всем параметрам. В пологом пикировании она 3 августа 1954 года перешла звуковой барьер. В носовой части лодки намечалось установить РЛС. Таким образом, флот мог получить вполне современный трансзвуковой истребитель, управлять которым мог морской летчик средней квалификации.
Вот такой интересный проект.
Приятного времени суток.
|
</> |