Recolonial Studies
chaotickgood — 29.08.2012
Для меня Первомай вернулся в 1993-м. Моя деревенская
семидесятилетняя бабушка кричала: «Сволочи! Сво-ло-чи!» и тыкала
дрожащим пальцем в телевизор. На экране толпу с красными флагами
разгоняли пожарные водометы и мяли военные грузовики. Никогда до
этого никаких заметных симпатий к ушедшей советской власти наша
бабушка не обнаруживала. Происходила из крестьян, после войны всю
жизнь работала на заводе в фанерном цеху. Но сейчас перед
телевизором она чувствовала, что у нее отнимают, смывают водометами
что-то важное, имя чему она не могла подобрать.
Алексей Цветков
Новость о том, что вандалы облили синей краской памятник
Ельцину, я выслушал с чувством тихого, непарадного
удовлетворения.
Тут дело вот в чём. Есть такая такое понятие, как
деколонизация. Когда порабощённый народ сбрасывает иго внешней по
отношению к себе власти. И обретает, соответственно, собственную
субъектность. Эта субъектность может быть во многом хуже
колониальной. Общественные институты, построенные колонизаторами,
могут перестать работать. На первый план может вернуться различное
подавлявшееся колониазторами мракобесие. Страна просто может
скатиться в запредельную нищету.
Но назад, в колониальные времена, никому не захочется. Ну,
кроме разве что самих колонизаторов и, может быть, узкой прослойки
людей, прямо их обслуживавших. Потому что свою история, хороша она
или плоха, никогда не заменит чужая.
Есть такая точка зрения, что революция 1917 года это была
российская деколонизация. Народы Российской Империи свергли чуждую
себе петербургскую элиту и тонкий слой её обслуги, и началась
новая, их собственная история. А уж хорошая или плохая, касается
самих этих народов, но никак не свергнутых колонизаторов. В отличие
от многих других мест, в России цвет кожи колонизаторов и
колонизируемых не отличался, поэтому суть происходящего не так
бросалась в глаза. Но нельзя не отметить, что доля правды в этом
объяснении есть. Очень большая доля.
Гитлеровские войска тоже пришли на советскую землю как
колонизаторы. Победив Гитлера, советский народ не только прекратил
существование ужасного режима и обеспечил себе безопасность, он
отстоял свою независимость. Когда кто-то говорит "ха, сражались
против Гитлера, чтобы позволить Сталину убивать себя в лагерях", он
явно показывает, что не понимает, о чём идёт речь. Сталин и
сталинский режим не были чем-то внешним по отношению к советскому
народу. Он сам породил их. А гитлеровские оккупанты были
самозванными хозяевами. "Колхозное рабство" все равно было лучше
работы на немецкого помещика, даже если бы помещик был добрый, а
колхозное начальство злое.
В СССР до самого конца его существования не было ОМОНа.
Несмотря на всю авторитарность режима, советское руководство не
настолько отделяло себя от собственного населения, чтобы в открытую
заводить себе Riot Police. Я, в отличие от многих коммунистов, не
держу ни малейшего зла на Горбачёва. Перестройка и миллионные
митинги были ещё одной страницей истории советского народа. Его
собственной истории, за которую он сам и несёт
ответственность.
Эта история закончилась на Ельцине. Можно сказать, что
закончилась она тогда, когда он расстрелял Верховный Совет. А можно
взять за точку отсчёта момент, когда выигравший (к собственному
ужасу) президентские выборы Зюганов, внезапно оказался проигравшим.
На самом деле конкретный момент не так уж важен. Все девяностые
годы были одной сплошной реколонизацией.
Загадочно большие полномочия, присвоенные себе Ельциным,
фальсифицируемые выборы, контроль над властью со стороны олигархов,
погружение населения в нищету, бандитский и полицейский произвол -
всё это не только ужасы капитализма. Это ещё и лишение народа
власти над самим собой. Внешнего колонизатора у России в этот раз
не было (многие как не могли в это поверить, так и не могут до сих
пор, назначая на его роль то евреев, то американцев, то ещё
кого-нибудь), так что власовский флаг оказался самым подходящим для
"новой России".
Второе письмо Прилепина, которым он объяснял смысл
своего первого письма, так взбудоражившего либеральную
общественность, отчасти об этом. И многие другие тексты, написанные
за 20 лет. Когда люди требуют "оставить в покое нашу историю" и
"вернуть украденную у нас страну", когда они сетуют, что "Сталина
на вас нет", они на самом деле имеют в виду именно это. Верните нам
нашу субъектность. Верните нам возможность распоряжаться
собственной жизнью.
Больше всех достаётся, конечно же, либералам. Да, сейчас
либералы отпихнуты в сторону той самой колониальной
(автоколониальной?) властью, опорой которой они когда-то были, но
сознание не успевает за бытием. А власть стала умнее и пытается
сделать вид, что на самом деле она народная.
Выходит
неубедительно, но некоторым проще и спокойнее оказалось
поверить в это.
Так вот, насчёт памятника Ельцину в городе Свердловске,
переименованном колониальной властью в Екатеринбург. Насколько я
знаю, на Кавказе с памятниками Ермолову тоже иногда происходят
подобные вещи. Я считаю, что это правильно. Памятники колониальным
деятелям, будь то Столыпын, Краснов или Ельцин, не должны долго
стоять в своём первоначальном виде.
А в идеале, конечно, и совсем не должны стоять...