РЕЧЬ НЕ О ФРАЙСЛЕРЕ
putnik1 — 27.04.2016И еще одно дополнение к размышлениям уважаемого Федот2.
За истекшие два года я много раз поминал "Белую Розу".
Их подвиг, основанный на прозрении, безусловен.
Но вот вопрос...
С председателем трибунала Роландом Фрайслером ясно: один из самых страшных мерзавцев Рейха, персонаж одиозный, он, не погибни от бомбы в апреле 1945, был бы осужден и повешен. Но...
Йоганн Райхарт, имперский палач, не понес ответственности, - ведь он был всего лишь исполнителем приговора, и он так жалел осужденных, что, вопреки правилам, скосил доску, на доли секунды ускорив казнь. И надзиратели, - имен не знаю, - тоже не понесли ответственности, и правильно: они ведьтоже, нарушив инструкцию, позволили осужденным покурить вместе. И следователь Алоис Клотц, и прокурор Отто Менш не понесли ответственности, - ведь состав преступления был налицо, преступники признались, и какие проблемы?
Государственные служащие, честные, исполнительные, скрупулезные. Все по закону, стало быть, все правильно, а кроме того, ведь у каждого семья, которую надо кормить, и броня от призыва, что тоже важно, и опять же, - все по закону. Тем паче, что Рейх воюет и тыл нельзя разлагать.
И Курт Мюллер, университетский сторож, заметивший непорядок и вызвавший гестапо (за что был премирован 3 тысячами марок), не понес ответственности, - ведь он был простым человеком, даже не членом НСДАП, а бывшим социал-демократом, всего лишь честно выполнившим свой гражданский долг. И Анна-Луиза Упплегер), случайно увидевшая и выдавшая гестаповцам Александра Шмореля, не понесла ответственности, разве что ей было стыдно и после войны она просила у родителей Саши прощения: дескать, его все равно поймали бы. И хозяйка квартиры, - имени не знаю, - выгнавшая из дому вдову Пробст с детьми, тоже не понесла ответственности, ибо за что?
Понимаете...
Ни от кого нельзя требовать героизма. По мнению Михаэля Кауфманна, директора института «Белой розы», ребята из Мюнхена "были не единственной группой Сопротивления в Третьем рейхе", однако "не сотрудничали с режимом не больше 0,1% населения Германии". А остальные 99,9% сотрудничали, причем, очень многие без необходимости, от всей души. Как г-да Шульц и Вайзе (смотри "Разговорчики на помойке"), которые тоже не понесли ответственности.
Просто люди. Обычные. Нормальные. Не фрайслеры. А в большинстве даже никакие не нацисты. И после войны, когда о "Белой Розе", "Пиратах Эдельвейса" и других сделалось модно говорить и писать, они, в основном, стали ярыми поклонниками героев. Все. Резко. Вот только Лило Фурст-Рамдорф, чудом (как "военная вдова") не казненной в 1943-м и дожившей до наших дней, "это не нравится. "В то время они бы нас казнили", - говорит она о большинстве сограждан.
Да, уважаемый Федот2 прав: "нельзя мстить народу".
И в то же время...
Возможно, я ошибаюсь, но, на мой взгляд, чтобы стать народом, все эти райхарты, мюллеры, рейнеке, менши, вайс, должны пройти тем путем, которым прошло население Рейха. До конца. Не для мести, - но чтобы получить право и шанс начать по-новой.
|
</> |