рейтинг блогов

Рецензия на игру "Alan Wake" (2010)

топ 100 блогов s3tr0n13.12.2021 Рецензия на игру Alan Wake (2010)
Разработчик: Remedy Entertainment
Платформа: PC
Дата выхода: оригинал - 2010, ремастер - 2021
Время прохождения: 15 часов


Вслед за слегка неадекватным tower defence от Double Fine, мне захотелось чего-то более весомого и убедительного. Alan Wake финской студии Remedy подходил для этого, как ничто другое. По забавному стечению обстоятельств игра пару месяцев назад вновь попала в информационное поле, ведь в продажу вышел ремастер для ПК и современных консолей. В трейлерах я не заметил большой разницы между версиями, да к тому же тратить лишнюю тысячу рублей на игру, которая и так у меня уже есть, и я в неё ещё не играл, было бы глупо. Так что без зазрения совести я взялся за оригинальную игру. Посмотрим, что же она из себя представляет сейчас.


Писатель триллеров Алан Уэйк вместе с женой Элис отправляется в небольшой городок Брайт-Фоллс, чтобы отдохнуть. Они останавливаются в уютном домике посреди озера Колдрон, но в первый же вечер Алан узнаёт, что вся поездка подстроена женой, желающей оправить его на терапию для людей с творческим кризисом. Следом идут ссора, хлопанье дверьми, негодование, и панический крик супруги, которую неведомая сила утягивает на дно озера. Алан прыгает в воду...
Рецензия на игру Alan Wake (2010)
Очнувшись в разбитой машине, он понимает, что попал автокатастрофу, прошла неделя после приезда в Брайт-Фоллс, которую он совершенно не помнит, а кругом по ночам разгуливают мистические затенённые фигуры одержимых, которые пытаются убить писателя. Кроме того, на дороге лежат листки напечатанной им рукописи его нового романа "Отбытие" (Departure), описывающие описывают события, которые начинают сбываться! Алан Уэйк отправляется в ночь с фонариком наперевес, чтобы разобраться, что же произошло, где его жена и как её спасти.

Сценарист и геймдизайнер Сэм Лейк создал настоящее интерактивное произведение, которое так и тянет изучить поближе. Шесть оригинальных глав и два дополнительных эпизода воспринимаются как запутанный мистический сериал, в котором игроку позволяют оказаться в центре продуманной истории со свободными трактовками.
Вся игра построена по лекалам сериалов - включая титульные заставки previously on Alan Wake и обязательный клифхэнгер в конце эпизода, который раскрывает леденящие душу подробности и побуждающий узнать, что же будет дальше. Сюжету есть чем удивить, порадовать, напугать и шокировать - каждый обрывок информации становится глотком свежего воздуха и маленьким кусочком сложного пазла с несколькими неизвестными.
Тут самое главное - не ждать от игры полного раскрытия истории. Необходимый минимум информации будет предоставлен, а вот дальше всё будет предоставлено на откуп игроку. Хочешь больше информации - вперёд к исследованиям и придумываниям трактовок. Здесь нет лишних деталей или случайно брошенных фраз - для внимательного игрока тут найдётся бездонная яма для исследования, в которую погружаешься, теряя связь с реальностью. В какой-то момент так и вовсе может показаться, что тебя дурачат и ведут неверной дорогой - складывающаяся в голове многомерная картина с снами внутри сна, символическими образами, из которых формируются финальные эпизоды, редкие обрывки правдивой информации, способна заставить аплодировать таланту финского гения.
Рецензия на игру Alan Wake (2010)

Игра подаётся в свободной форме отдельных эпизодов, которые сразу доступны с самого начала (за исключением, разве что двух последних дополнительных - Сигнал и Писатель - а то они совсем уж спойлерные для основной сюжетной ветки). При этом подобный эпизодический подход играет злую шутку - между эпизодами отсутствует какой-либо прогресс. Формально эпизоды можно играть в любом порядке, Алан Уэйк каждый эпизод начинает с практически голыми руками и лишь по ходу прохождения обзаводится различными защитными средствами. У меня мелькала мысль, как здорово было бы обзавестись вон тем здоровенным фонариком из последних эпизодов, нагрести патронов побольше и отправиться в начало игры, чтобы не сильно страдать. Однако этот подход был бы обречён на провал с самого начала - игра обладает редкой мрачной атмосферой, на которую работает и размеренный нарратив, и неоднозначные персонажи, и ограниченные ресурсы. Условная "новая игра +" разбила бы эту атмосферу на кусочки, а это самое страшное, что может произойти. Авторы хотели рассказать определённую историю и создать условия для её восприятия - и с тем и другим они справились на отлично, и только к игровому процессу можно выдвинуть пару претензий.
Рецензия на игру Alan Wake (2010)

Геймплей строго следует жанровым рамкам экшена от третьего лица, но со своими отличительными особенностями. Главный герой пробирается по темным переулкам и пересеченной лесной местности, раз за разом натыкаясь на зловещие теневые сущности. Чтобы нанести им хоть какой-то урон, сначала их нужно засветить фонариком до ослепления - после этого они начнут реагировать на огнестрел. Патронов мало и кончаются они быстро, поэтому периодически вместо жаркой перестрелки приходится улепётывать, сверкая пятками. Осложняет процесс то, что Алан Уэйк - всего лишь писатель, а не морской пехотинец, поэтому быстро выдыхается. Впрочем, это не мешает ему эффектно уворачиваться от летящих в его сторону топоров.
Главным спасением в путешествии сквозь ночь становится свет - лампочка фонарика, фонарные столбы, прожекторы и другие источники освещения превращаются в гарант выживания. В темноте - физически неуютно. Из любого угла могут выскочить теневые создания и больно ударить. Чуть позже появляются одержимые тьмой предметы, которые летят в героя, набравшись храбрости. Если успеть их высветить до кондиции, они испаряются. Есть ещё вороны, которые на бреющем полёте пытаются нанести вред, и на этом, по большому счёту всё. Комбинируя врагов и местность в разных сочетаниях, разработчики ставят игрока в неуютное положение, из которого не всегда так уж легко выбраться.
Рецензия на игру Alan Wake (2010)

В последних двух эпизодах авторы срываются с катушек реальности и строят окружение на новом иррациональном уровне, который умеет удивлять и поражать. Количество противников в них становится больше, но и средств к их уничтожению добавляется. Оказавшись в реальности захваченного тьмой писательского разума, игрок учится светом фонарика материализовывать нужные предметы из слов, висящих в воздухе - на этом строятся загадки и боевые сцены. Эпизод, где поле заполнено словами "враг" и "одержимый" и ты намеренно стараешься избегать материализации ненужных предметов, запоминается надолго. Или другой эпизод, ближе к финалу, где надо добраться до маяка, устраняя каменные глыбы, когда у тебя полтора патрона в пистолете и кромешная тьма впереди с таящимися в ней рэднеками. Но всё это уделывает потрясающий по драйву эпизод из основной сюжетной ветки со сражением на рок-сцене. Уже ради неё одной стоит сыграть в эту игру.

Помнится, я уже пытался играть в эту игру и, по привычке, выбрав высокую сложность, пытался продраться сквозь сюжетные стычки с противниками. Их и так-то надо дважды выцеливать - сначала фонариком, а потом пистолетом, так ещё и количество атакующих монстров было несопоставимо с количеством имеющихся патронов. Так что на этот раз я поставил себе низкую сложность и полностью осилил игру, с головой погрузившись в сюжет и не отвлекаясь на раздражающие переигрывания боевых эпизодов.
Рецензия на игру Alan Wake (2010)

Тогда же, в первую попытку одолеть игру я взял в руки геймпад. Да, игра была создана в первую очередь для консоли Xbox 360, и только потом её портировали на всё остальное, но именно эта игра оказалась тем редким исключением, когда играть на клавиатуре с мышью было значительно комфортнее.
Рецензия на игру Alan Wake (2010)

Хоть с момента выхода оригинала минуло 11 лет, а версию для ПК слегка улучшили, графика вызывает смешанные чувства. Мимика героев иногда выглядит странной (в недавнем ремейке это, похоже, исправили), а текстуры иногда отдают мутноватостью. Тем не менее даже в таком состоянии игра отлично разыгрывает мрачную атмосферу фантастического триллера, в котором веришь каждому шелохнувшемуся кусту.

Кроме того, меня невероятно порадовал факт участия в игре группы Poets of the Fall, которые когда-то подарили отличный саундтрек второй части Max Payne, а здесь они без малого написали несколько шикарных песен, одна из которых даже стала важным сюжетным поворотом!
Рецензия на игру Alan Wake (2010)

Пока я писал эту рецензию, успела пройти церемония награждения The Game Award, на которой анонсировали вторую часть, которая станет полноценным survival horror'ом. Звучит интригующе, конечно, но я пока подожду - мне ещё Quantum Break и Control проходить, события которых вроде как в той же "вселенной" разворачиваются.
Рецензия на игру Alan Wake (2010)

"Alan Wake" это пример шикарной сюжетной игры, в которую ныряешь с головой и теряешься в складках её хитросплетений. Графика оригинала до сих пор неплохо смотрится, так что даже после прохождения у меня не возникло идеи приобрести ремастер. Но и без этого игра крепко застревает в памяти яркими всплесками большого и сложного произведения с большой буквы.

Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Tower defence про альтернативную историю и шагающие окопы
Детская сказка про смерть и волшебство семейных уз
Норвежский сериал про худшего детектива-изобретателя
Романтическая комедия Коэнов про адвоката и аферистку
Фэнтезийный баскетбол как средство революционного движения
Фантастика Герберта Уэллса про недостатки английского общества
Нео-нуарная драма братьев Коэнов про простого парикмахера
Второй сезон про ложь Монтерейской Пятёрки
Экшен про мастера катаны против вторжения демонов
Сборник мистических рассказов Александра Грина
Сиквел платформера про копание в человеческих мозгах
Стратегическая головоломка на тему второй мировой войны

Здесь можно подписаться и добавиться в друзья.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Один из лидеров движения "За честные выборы", ярый противник власти и крайне "честный" журналист, Ольга Романова со сцены митинга на Арбате заявила о том, власть пытается отправить за решетку ее мужа, Козлова Алексея Владимировича, который ...
Была такая книжка в моем детстве, где в один "прекрасный" день все взрослые ушли из города, оставив детей одних. Ну, а те устроили себе праздник, обжираясь мороженым, газировкой, конфетами и прочим детскими радостями, пока в городе не наступила самая настоящая разруха. Вот глядя на ...
Дарить радость — легко! Например, производители этой упаковки на славу постарались, чтобы поднять настроение своим покупателям. Руки сами тянутся к этой упаковке. Каждая из них сделана с любовью, в каждую вложена душа, такие выбрасывать не захочется. Ког ...
○ Спикер: Николай Линде кандидат психологических наук доцент, профессор Института Психоанализа профессор Московского Гуманитарного Университета, руководитель секции "Эмоционально-образной терапии" в "Профессиональная психотерапевтическая лига". ○ Спикер: Спиридонова Алина ...
Разорился и завел вот такого вот зверька! Счастлив и доволен. Сейчас сижу и заливаю на него ...