Рецензия на фильм "Клаус" (Klaus) 2019
s3tr0n — 20.01.2020Конец 2019 года отчаянно страдал от отсутствия ощущения праздника. Плюсовая температура и регулярный дождь даже на второй неделе января не способствовали новогоднему настроению. Кинотеатры тоже не радовали - из новогоднего был только отвратный сиквел "Полицейского с Рублёвки". Если это тот Новый год, который мы заслужили - значит мы очень плохо себя вели в этом году. Крупные анимационные студии так и вовсе забили на праздничные мультфильмы. И на фоне всего этого на Netflix выходит мультфильм от неизвестной испанской студии, который простым и элегантным движением делает то, что не смог никто - возвращает дух праздников.
Джеспер учится в Королевской Почтовой Академии, но по факту он там больше существует. Дело в том, что он сынок самого главного Почтальона и буквально нежится на шелковых простынях и не успевает руку поднять, как в ней силами лакеев оказывается чашка горячего кофе. Однако, после очередной жалобы на его полную неуспеваемость по всем почтовым дисциплинам, его отец решается на жесткие меры. Он отправляет любимого сыночка в отдалённый снежный островной город Смиренсбург, дабы он там стал главным почтмейстером и наладил почтовую службу. Проблема только в том, что жители города уже давно не пользуются почтой. Город поделили между собой два клана, которые воют друг с другом день и ночь годы напролёт, а почтовое отделение представляет собой что-то среднее между решетом и курятником. В отчаянных попытках сделать хоть что-то Джеспер натыкается на нелюдимого бугая, живущего на отшибе, который умеет мастерить игрушки. Знакомство с этой нелюдимой личностью рискует изменить жизнь Джеспера до неузнаваемости.
Кто-бы мог подумать, что условный "ориджин" такого персонажа, как Санта Клаус, можно подать совершенно неожиданным способом. Если бы фильм выходил в российских кинотеатрах, его бы назвали "Санта Клаус. Начало". Но благо, обошлось - поэтому просто "Клаус". При этом о том, что в мультфильме понятия Санта Клауса нет в принципе приходит ближе к финалу - это как раз тот случай, что если бы его не было, его нужно было придумать. И добрая история о трудолюбивом, но нелюдимом отшельнике размером со шкаф с личной трагедией, подходит как нельзя лучше. Добавьте сюда клишированного надоедливого говорливого помощника, и получите ещё один стандартный штамп. Но при всей своей вторичности, сценаристы всё равно удивляют и радуют каждым поворотом своего предсказуемого сюжета. В итоге за эволюцией личности Джаспера смотреть невероятно приятно - то, как он из эгоистичного неженки превращается в адекватного человека и добрую личность, готовую пожертвовать условным комфортом ради искренней веры в хорошее - вдохновляет, очаровывает и умиляет. Даже когда раскрываются все карты и сценаристы подходят к тому моменту, где из зрителя надо выдавить слезу, они это делают мягко и нежно - даже сам Дисней уже так не делает, так что остаться равнодушным тут просто невозможно.
И да - я был в полном восторге от того, как авторы создают образ Санта-Клауса при его фактическом отсутствии. Буквально у зрителя на глазах создаётся легенда - и в этом случае - лучше быть в курсе всех особенностей европейского Рождества, потому что все эти олени в летающей упряжке, письма до востребования, проникновение через дымоход, печеньки с молоком и угольки в носках становятся частью условной легенды, которая передаётся из уст в уста и на глазах у зрителя создаётся настоящая сказка. Когда последний раз так делали? Вот именно.
Интересный момент здешней рисовки заключается в том, что авторы создали совершенно новый подход к двухмерной анимации, наложив на неё трёхмерное освещение. В результате классические приёмы типа изобретательного морфирования, непропорциональных персонажей и строений, игра со светом, ракурсом и цветовыми решениями - всё напоминает старые добрые мультфильмы Диснея. Но при этом хитрое текстурирование 2D-моделей с последующим контролем за световыми зонами делает анимацию неотличимой от трёхмерной графики. Я поначалу подумал, что это чистая 3D анимация, созданная по правилам двухмерных мультфильмов, как, наприме это было с "Человек-Паук: Через вселенные", но мне тут подсказали (спасибо little_polka) как дела обстоят на самом деле. Мне лично мультфильм больше всего напомнил "Атлантиду: Затерянный мир" 2001 года. Что-то схожее с дизайном персонажей и общей структурой, полагаю, и отделаться от этого сравнения так и не удалось.
И все эти анахронизмы, включая ключевую тему про "эгоиста, познающего радость заботы о других людях", смотрятся на удивление ярко и живо, благодаря отменному юмору. Особенно запоминается паромщик, который тот ещё тролль - "Видел бы ты эти места весной", "Давай, позвони в колокол", "Уже уезжаешь?" - мелкие эпизоды его участия в жизни главного героя запоминаются и работают как леденящий душ после горячей сауны. Современная тенденция вставлять сильных и независимых женщин в повествование тут даже не вызывает отторжения. Озлобленная торговка рыбой нужна в первую очередь, чтобы продемонстрировать эволюцию главного героя и тающая банка с денежными запасами становится метафорой его трансформации.
У мультфильма, на самом деле, сложная судьба. Создатели столкнулись с проблемой, что кинотеатры загружены 3D-анимацией с фотореалистичными поверхностями и поверхностными сюжетами сиквелов и триквелов. На фоне всего этого создавать практически двухмерный мультфильм оказывается смертельным приговором. Естественно, не нашлось ни одной студии, которая согласилась бы финансировать проект. И тем отраднее, что есть такой стриминговый гигант Netflix, который разглядел в испанском мультфильме то, что пропустили многие, а именно искренность и душевность, которых часто сейчас не хватает в современных мультфильмах.
"Клаус" это прекрасный и потрясающий мультфильм, собранный по старому Диснеевскому лекалу, которое сам Дисней уже посчитал устаревшим и выкинул на помойку забвения. Анимационная студия The SPA Studios подобрала это лекало, сдуло с него пыль и создала один из лучших мультфильмов про рождество. Великолепная 2D анимация радует нарисованными от руки героями и окружением в стиле старых Диснеевских мультфильмов, при этом оставаясь абсолютно современно выглядящим продуктом за счёт продвинутого 3D-освещения. Сюжет, конечно, наивен, предсказуем и прост, но это полностью оправдывается стилистикой и тематикой, а она здесь выше всяких похвал. Мультфильм дарит ощущение сказки, которого так не хватало на этих новогодних праздниках - такое ценить надо.
Что ещё почитать:
Еженедельная рубрика обзора киноновинок
К списку всех рецензий
Регулярная рубрика обзора игровых релизов
Финальный сезон сериала про нуарную супергероиню-алкоголичку
Сборник рассказов Роберта Стивенсона
Мои итоги 2019 года
Результаты убийственного челленджа 2019
Добивка по фильмам 2019
Добивка по играм 2019
Добивка по сериалам 2019
Роман по пугливого учёного и Имперскую инквизицию
Сериал про беловолосого истребителя чудовищ и Предназначение
Финальный сезон про обозлённого проповедника
Финальный эпизод новейшей трилогии про Далёкую-далёкую галактику
Симулятор байкера в мире с зомби
Комедийная драма про социальное неравенство
Выживастик в мире викторианских роботов
Сиквел приключения о затягивающей игре
Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.
|
</> |