Ребенок не хочет читать. Семь советов как исправить ситуацию

топ 100 блогов chto_chitat25.02.2010
Ребенок не хочет читать. Семь советов как исправить ситуацию На днях я прочитала статью в одном психологическом журнале о том, как книга сблизила маму и ребенка. Причем самым неожиданным образом. Ребенок не любил читать, и мама очень огорчалась по этому поводу. На день рождения она купила ему красочную энциклопедию, и впервые сын обрадовался книге. Правда, на следующий день оказалось, что радость была связана с тем, что энциклопедию очень удобно использовать в качестве ледянки. Мама, решив, что главное не книга, а душевное понимание с сыном, последовала его примеру и стала кататься на этой энциклопедии с горки. Мне стало жалко и книгу и сына, который, наверное, нескоро полюбит чтение.
Опыт общения с разными родителями показывает, что существуют типичные ошибки на пути знакомства ребенка с книгой, которые легко избежать. Предлагаю семь  шагов к любви:


1.  Читайте сами так часто, как только Вам позволит Ваш ребенок. Удовольствие от чтения заразительно!
Если ребенок видит, что его мама и папа с удовольствием читают свои книги, то и он будет читать так же естественно, как он живет, ест, гуляет и играет. В домах, где много книг и где родители с уважением и интересом относятся к ним, нечитающих детей просто не бывает.
Главное только, чтобы взрослым действительно было интересно читать. Я вспоминаю, как одна моя знакомая пыталась приучить своего годовалого ребенка к классической музыке, которую сама не любила. Она включала диск, скрепя сердце, при этом ребенок начинал рыдать и извиваться. Когда же мама включала радио, которое ей самой нравилось, ребенок слушал его с удовольствием и даже начинал гулить.
 
2. Читайте ребенку с рождения. И продолжайте читать вместе с ним так долго, как он этого захочет.
Книжка-раскладушка (с) http://www.kidsdream.ru/index.php?p=1&s=8&g=6Потешки, детские стишки можно читать или петь с рождения. Показывать картинки в книжках можно начинать месяцев с трех-четырех. Для начала лучше выбирать книжки, где только одни картинки или картинок больше, чем текста.
Совместное чтение важно продолжать и тогда, когда ребенок сам начинает читать. Малыш по-прежнему не может так быстро прочитать большой текст, не всегда может понять все повороты сюжета. Да и потом, наверное, каждый взрослый помнит, какое это особенное чувство, когда мама или папа тебе читают перед сном. Это ведь время, когда родитель полностью принадлежит тебе, и ты совместно с ним путешествуешь в волшебном мире.
К сожалению, мы перестали быть «самой читающей страной в мире». Сегодня только 7-8% родителей читают своим детям вслух. В образованной московской семье на чтение тратят в среднем  14 минут в день, а на просмотр телепередач – 2,5 часа. По статистике у каждого шестнадцатого россиянина дома вообще нет ни одной книги (по данным ВЦИОМ).
 
3. Не забудьте выключить телевизор! А лучше его и не включать, пока ребенку не исполнится четырех лет, а далее ограничивать просмотр в соответствии с рекомендациями психологов.
Я не буду писать о том, почему лучше не злоупотреблять телевизором (хорошая статья о вреде ТВ для детей: http://wday.ru/psychologies/roditeli/children/_article/32646/1/&pag=1).
Помимо всех прочих «вредностей» телевизор создает информационный шум, который отвлекает ребенка от чтения. Чтению, конечно, также мешают шумящие и кричащие игрушки и громкая музыка.
Однажды я была свидетелем того, как ребенок трех лет наотрез отказывался читать с мамой. Малышу только что подарили жуткого робота, который каждую секунду истошно кричал: «Фаер! Фаер!». У мамы на кухне громко играл телевизор, а у папы в соседней комнате играла музыка. Другим подарком этому ребенку была книжка «Про собачку» с маловыразительной собачкой на обложке. И мама удивлялась, почему же ребенок играет с роботом, а не читает книжку про собачку.
 
4. Начинайте знакомство с книгой поэтапно. Сначала просто рассматривайте картинки, потом рассказывайте, что нарисовано на картинке. Только тогда переходите к «реальному» чтению, когда у ребенка хватает на это терпения.
Иногда мамы жалуются, что их годовалый ребенок не хочет читать С. Михалкова или К. Чуковского. Мама только-только прочитала «Муха по полю пошла», а ребенок уже убежал и занялся паровозиком. На самом деле, способность концентрировать внимания у годовалого ребенка очень небольшая. Как пишут психологи, она составляет 1,5-2 минуты.
Правда, наши дети, которым мы читали с 4-х месяцев, в год уже могли по получасу-часу «читать» вместе с нами. Хотя это никогда не было самоцелью, просто и нам и детям нравился сам процесс. Мы также начинали с картинок: иногда показывали их очень быстро по 1 секунде на картинку. Потом описывали картинки, для этого идеально подходят богатые на иллюстрации книжки В. Сутеева. После этого очень хорошо пошли короткие детские стихи, типа А. Барто, а уже с двух лет наши малыши стали спокойно и терпеливо слушать длинные стихи детских классиков.
 
5. Обольщайте чтением! Используйте все возможные необычные  книжки, которые можно грызть, в которых есть «секретики», выдвижные картинки, сюрпризы, наклейки.
Причем это правило годится не только для малышей. Актуальность книжек-пышек, которые можно грызть, пропадает к трем годам. Но дети постарше по-прежнему с удовольствием поиграют и почитают необычные книги такие, как книжки-раскладушки, книжки-задвижки, где кто-то или что-то прячется под картинкой, книжки с различными текстурами и с большими яркими картинками, книжки с глазами. Особенное удовольствие для дошкольников любого возраста – это книжки с наклейками. И, конечно, радость от всех этих чудо-книжек малыш хочет разделить с вами.
Книжки-раскраски с крупными картинками могут стать источником различных историй, которые можно сочинять вместе с малышом. В прошлом году мы ездили на море и решили не везти с собой сундук с книжками. Вместо этого мы купили три книжки-раскраски с наклейками. После того как они были раскрашены и разрисованы, мы принялись сочинять истории по картинкам. Каждый раз с новыми сюжетными поворотами и героями. Где все члены нашей семьи по очереди становились винни-пухами и пятачками. Удивительно, но эти книжки-раскраски «про нас» долго держались у нас в топ-листе любимых. Такой чести удостаивались только сборники Чуковского и Михалкова.
 
6. Читайте с выражением! 
 Живо приходят на ум длинные неинтересные лекции в институте, когда профессор просто читал предмет с бумажки. Дети точно также будут засыпать под монотонное бормотание родителей-«лекторов». К каждому чтению нужно подходить как к небольшому актёрскому выступлению, в котором будут «и смена декораций, и гром оваций». Ведь для них чтение – продолжение игры.  Дети, например, обожают читать «Телефон» К. Чуковского. В нём можно разыграть диалог Корнея и Слона. Сначала Вы сами, а потом и ребёнок с радостью будет перечислять весь сонм звонящих зверей. Выразительное чтение затягивает. Самое интересное, что и чтеца тоже.
 
7. Никогда не превращайте чтение в самоцель и тягостную повинность.
Ребенок не хочет читать. Семь советов как исправить ситуацию Никогда, никогда не заставляйте ребенка читать. Даже если соседский мальчик читает по три часа к ряду, пусть Ваш ребенок читает пять минут, но с удовольствием. Самостоятельное чтение, как и чтение с родителями, должно быть в радость.  У ребенка должно быть ощущение удовольствия от познания нового, от самого чуда общения с книгой.
Проблемы с принуждением чаще всего возникают тогда, когда ребенок научился читать сам. Некоторые родители начинают его «учить трудиться» и превращают чтение в повинность. Как мне рассказывала одна бабушка: «Я пеку блины, а он читает. Прочитал страницу – получил блин. Не прочитал – не получил». Правда, эта же бабушка жаловалось, что просто так, для самого себя ее внук теперь не читает.
Иногда сам процесс обучения чтению становится для ребенка хождением по мукам. Некоторые родители ставят задачу: «Хочу, чтобы мой ребенок зачитал за месяц». И это далеко не всегда совпадает с возможностями, а главное желанием ребенка.
 
И еще хочется пожелать Вам спокойно воспринимать временные бойкоты на чтение. Они могут быть связаны с новыми увлечениями ребенка или просто быть сезонными спадами.
Один русский социолог прошлого века специально устраивал себе «гигиену ума». Если я не ошибаюсь, он практически десять лет не читал никаких книг, чтобы создать собственную неповторимую книгу.
Ребенок естественным образом время от времени устраивает себе «гигиену ума», чтобы переварить уже полученную информацию, или чтобы переключиться на новое хобби: рисование, пазлы, конструкторы Лего или что-то другое. Спады интереса к чтению также могут быть сезонными. Ведь и нам летом читать хочется меньше, чем осенью.  Во время такого спада интереса неплохо спрятать самые любимые книжки, чтобы через время ребенок испытал радость от встречи с ними.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Бунт афроамериканцев и латиносов в Лос-Анджелесе, с 29 апреля по 4 мая 1992 года В ходе беспорядков было убито 58 человек. Сдержать его удалось корейской общине города, а уж затем дело довершили ФБР и Национальная гвардия. *** +27 фотографий....> > > Причиной ...
Сегодня, москвичи, наша жизнь кардинально поменялась. Это грандиозное событие, сопоставимое с открытием МКАД или Кольцевой линии метро. 54 километра новых рельсов и 31 транспортно-пересадочный узел. Общая навигация с существующей транспортной системной – метро, городскими автобусами, ...
В России назревает Великая дальнобойщинская революция. Суровые и мощные дальнобойщики, героически развозящие неучтенку по проселочным дорогам, возмутились попытке государства их хоть немного проконтролировать. К дальнобойщикам стали немедленно собираться лучшие представители мыслящего ...
Почему большевики победили в гражданской войне, видно из такой вот местной истории. В Херсонском уезде Одесской губернии в селе Старошведское жили … шведы. Жили с 18 века и особо не тужили, но в вляпались в русскую гражданскую войну. Вокруг голод, банды, враждебное окружение. Шведы ...