Реальная история "Призрака Оперы"
vital_drobishev — 10.05.2023 …В 1908 году в катакомбах под зданием театра Grand Opéвелся плановый ремонт, и тогда-то строители и наткнулись на “лишнюю” стену, коей не было ни на одном чертеже. Решено было снести “излишек”, и, когда задумка была воплощена в жизнь, за каменной преградой обнаружили скрытую до поры, довольно просторную нишу, в которой был скелет человека.
Ко мне являлся он в ночной тиши,
Он пел мне музыку моей души;
Но не во сне теперь, а напрямик
В мой разум Призрак Оперы проник… Он мой двойник.
Это первый куплет из “Арии Кристины и Призрака” — точнее, одной из множества версий этого произведения, разошедшихся по всему миру. Они появились на свет благодаря “Le fantôme de l'opéra”, роману Гастона Леру.
Он впервые был напечатан в Le Gaulois, издавался по частям, и поклонники следили за развитием сюжета почти полгода, по мере выхода номеров газеты. Удивительный сюжет приглянулся парижанам: где еще действие будет разворачиваться с участием самого настоящего призрака?
Обычная репетиция, в процессе которой едва не происходит трагедия: местную приму чуть не убила рухнувшая декорация. За кулисами быстро пронесся слух, что это не случайность, а проделки местного призрака.
Молва быстра, как ветер, и вскоре уже весь Париж говорит о том, что некое аморфное создание, будучи влюбленным в одну из хористок по имени Кристина, желает видеть именно ее в роли новой дивы, а потому всячески вредит примадонне Карлотте.
Будучи напуганной, дама отказывается выступать… и все ее партии успешно исполняет Кристина. Рад призрак, рада новая дива, рад даже ее богатый и успешный жених — аристократ Рауль. Однако потусторонняя сущность не собирается сдавать позиций, и тоже признается красавице в своих чувствах, и даже увлекает ее на прогулку по своей “вотчине” — подземельям, которые образуют огромную сеть под городом, связанную со зданием оперы. Конечной точкой путешествия становится обитель фантома, в которой он просит Кристину остаться с ним навсегда, а девушка, сорвав маску с собеседника, падает в обморок от ужаса: призрак оказался весьма уродлив.
Оценив ситуацию, потусторонний гость решает вернуть девушку в театр, но становится ее покровителем: письмо с пространными угрозами отправляется владельцам оперы — им приказано отдавать лучшие роли именно Кристине. Естественно, послание встречено насмешкой, и Карлотта по-прежнему богиня сцены, но… среди очередного спектакля ее голос пропадает, а на зрителей падает огромная люстра. Более в существовании влюбленного фантома никто не сомневался. Тем не менее, Кристина и Рауль решают пожениться, но на маскараде, устроенном в честь помолвки, призрак похищает девушку. В итоге пару все же ждет счастливое будущее: растроганное привидение возвращает невесту законному жениху, забрав взамен ее кольцо, и больше никак не дает о себе знать.
Мистика, которой насыщен сюжет романа, и динамика повествования гарантировали произведению всемирную славу, а зданию, в котором развивался сюжет — невероятную популярность. Гранд-опера привлекала множество любителей острых ощущений, ведь в ложе №5 можно было увидеть самого настоящего призрака, лицо которого скрыто под белой маской.
Сейчас уже мало кто знает о том, что в сюжет романа по большей части легли реальные события.
Еще при возведении здания Grand Opéra перед его архитектором, Шарлем Гранье, встал сложный вопрос. Мало того, что рядом с фундаментом находилось большое подземное озеро, так еще и грунтовые воды могли подточить фундамент.
Гранье пустил природную силу на пользу своему детищу, и в итоге в многоуровневых подвалах здания появились гидравлические машины, за счет которых велось управление декорациями театра.
В 1908 году в катакомбах велся плановый ремонт, и тогда-то строители и наткнулись на “лишнюю” стену, коей не было ни на одном чертеже. Решено было снести “излишек”, и, когда задумка была воплощена в жизнь, за каменной преградой обнаружили скрытую до поры, довольно просторную нишу, в которой был скелет человека.
Такая находка грозила скандалом: Гранд-опера только в 1973 году передала пальму первенства Сиднейскому оперному театру, а до той поры именно она была лидером на этой позиции. И в таком здании несколько лет лежал труп? Это было бы грандиозным пятном на репутации театра. Решено было не позволять фантазии журналистов разыграться и окончательно испортить дело, а обратить ее на пользу. Поэтому был приглашен Гастон Леру, известный своей осторожностью в высказываниях.
Журналист не удивился наличию скелета: подземелья театра были настолько обширны и запутанны, что там легко мог заблудиться целый полк, его поразило другое: еще при жизни неизвестного его череп был сильно деформирован, что говорило об уродстве, а на пальце матово поблескивало изящное женское кольцо, принадлежащее моде XIX века: тогда красавицы предпочитали использовать подобные в качестве обручальных колечек. Эти детали показались Леру весьма занятными, и он начал свое расследование.
Опрос старожилов оперы показал, что ранее, еще при строительстве здания, здесь работал некий Эрик. Молодой архитектор из-за врожденного уродства (считалось, что его мать утягивала талию корсетом до самых родов, и тем самым навредила ребенку) постоянно носил маску.
.Из-за вечных насмешек мужчина старался как можно реже появляться в обществе, и в конце концов добился разрешения на постоянное проживание в подвалах театра, где он мог следить за состоянием машин и не опасаться очередной порции насмешек.
Ну а далее — краткий сюжет “Le fantôme de l'opéra”: безответная любовь к хористке, ее похищение и возвращение обратно. И потом Эрик пропал, унося с собой кольцо девушки.
Его искали, но не нашли — все решили, что он покончил с собой, замуровал себя в одном из подвальных коридоров. И поговаривают, что именно с тех пор полупрозрачная фигура в белой маске начала появляться в ложе №5 и коридорах Гранд-опера.
Хористка уехала со своим покровителем, но история… История осталась. Романтичное повествование Гастона Леру было опубликовано в газете, к нему прилагалась фотография обручального кольца и просьба откликнуться всех, кто хоть что-то знает об этом украшении.
Владельцы театра не ошиблись, когда попросили взяться за дело именно Леру: репутация заведения не пострадала, а его популярность заметно выросла. Но автор статьи и сам увлекся этой историей: в его умелых руках она получила больше красок, обросла “подробностями” и превратилась в пронизанный мистикой роман.
Эрик превратился в призрака, его возлюбленная — в Кристину, а богатый покровитель — в жениха хористки, Рауля. Читатели быстро признали “Призрак Оперы”, но пик его славы пришел после первой экранизации романа в 1925 году. Помимо восьми экранизаций, в 1986 году вышел в свет одноименный мюзикл, который повторяет основные линии сюжета романа. Его увидели в трех десятках стран и более чем полутора сотнях городов, и вскоре “Призрак Оперы” стал самым кассовым развлекательным событием мира: общая сумма сборов перевалила за $ 6 млрд.
Любители паранормальных исследований уверены, что Призрак действительно существует. Их основной довод — место, на котором построено здание Гранд-опера, имеет все признаки аномальной зоны. “Знатоки” утверждают, что там, где грунтовые воды выходят из-под земли, энергетика пространства приобретает негативный оттенок. Кроме того, во время Парижской коммуны, в 1871 году, в катакомбах под театром расстреливали монархистов, и там же замуровывали тела казненных.
Как водится, в большинстве мест массовых казней особо впечатлительные люди часто видят некие огни, или слышат непонятные звуки, источник которых не удается обнаружить.
Занятно, что результаты исследований французского театрального критика, мадам де Вейль, опубликованные в 1994 году, совпадают с выводом Гастона Леру. Мадам исследовала здание оперы, и также склоняется к версии, что пропавший архитектор, влюбленный в хористку, и сама певица, вполне могли быть реальными персонажами, положившими начало всей этой истории.
По крайней мере, точно известно (имеются документальные подтверждения), что в 1896 году действительно случился инцидент с люстрой: ее массивный противовес свалился прямо в партер, где насмерть придавил зрительницу. Это случилось как раз тогда, когда примадонна вернулась на сцену, чтобы спеть на бис.
Те, кто не представляет свою жизнь без участия паранормальных сущностей, утверждают, что Призрак Оперы до сих пор обитает в здании. Чаще всего с ним встречаются молодые девушки в коридорах и фойе театра: таким образом аморфная сущность показывает, что эта особа не так давно прошла мимо самой чистой и искренней любви в своей жизни.
То же относится и к знаменитой ложе №5 — по традиции она пустует, и попасть в нее можно только по личному разрешению директора, но внимание зрителей приковано к ней ничуть не меньше, чем к действию, разворачивающемуся на сцене. Разумеется, большая часть таких “наблюдателей” клятвенно заверяет, что они точно видели в зале призрачную фигуру, лицо которой скрыто под белой маской.
Сложилась даже традиция: девушки, мечтающие о бескорыстном, сильном чувстве, обязательно — взаимном, приходят к решетке вентиляционного люка, ведущего в катакомбы Гранд-опера: считается, что если положить на решетку алую розу, то это обеспечит им покровительство Призрака Оперы и успех в любовных делах, коего последний, к сожалению, не достиг.
|
</> |