Развитие троллейбусов с увеличенным автономным ходом в России
griphon — 25.10.2023Недавно департамент транспорта Москвы снова отрапортовал об очередном численном достижении электробусного поголовья: то ли 1100, то ли 1200. Сколько лет прошло, но так они пока и не могут подобраться к числу троллейбусов, что было в Москве до начала погрома. И это уже я не говорю о том, что электробусов для покрытия тех же потребностей нужно несколько больше, потому что часть из теряет время на зарядке.
Но есть и другой момент: ни один другой город в России в сколь либо
массовом количестве электробусами пока так и не обзавёлся. Оно и
логично: если Москва с её бездонным бюджетом может себе позволить
тратить средства на сомнительной эффективности игрушки, то в регионах
более рационально подходят к деньгам. Поэтому, тут мало кому
приходит в голову отказываться от троллейбуса. Наоборот, последние
годы российские города захлестнул бум других электробусов.. Да, тех
самых, что с динамической подзарядкой!
Напомню, что электробус с динамической подзарядкой - это то же
самое, что и троллейбус с увеличенным автономным ходом. Он может
ехать под контактной сетью и заряжать во время езды свою батарею. А
потом он выезжает на участки без проводов, как обычный электробус!
Проехать на батарее такой троллейбус/электробус может примерно
15-20 км (иногда 25-30).
У меня в комментах часто заводятся тролли и на мои посты про
троллейбусы подкалывают в стиле "Вы бы ещё конку предложили
вернуть". Мне с одной стороны смешно и неловко от их непонимания, с
другой стороны - несколько обидно, что такое заблуждение
действительно иногда встречается. Ну посмотрите сами, какая это
"конка"..
Согласно отчёту за 2022 год, 17 российских
городов так или иначе используют данную технологию. Но за год уже
данная статистика устарела: появились новые города с автономными
троллейбусами, а в существующих - новые маршруты!
Давайте пройдёмся по городам, посмотрим, как развиваются в них электробусы с динамической подзарядкой, или троллейбусы с УАХ.
Лидером автономных троллейбусов был и остаётся Санкт-Петербург! Уже
более десятка маршрутов беспроводных
рогатых ползает по Северной Пальмире.
Недавно произошло историческое событие: спустя 16 лет был восстановлен 42-й маршрут по Лиговскому
проспекту.
Кроме того, троллейбусами заменяются закрытые линии трамвая.
Уникальный случай - 8-ка ходит по Садовой улице до площади
Репина.
Ещё один хороший троллейбусный город - Чебоксары! Одно время тут
хотели пустить на ТУАХах междугородний маршрут в Новочебоксарск. Но
тогда не хватило нужного числа машин, и троллейбусы пустили на
внутригородские маршруты.
Сейчас тут две автономные линии: 10-ка ходит в микрорайон Садовый
по улицам Богдана Хмельницкого и Айги.
Ещё один маршрут 14-й имеет автономные участки на обеих концах.
Одна конечная у маршрута расположена в районе Солнечный.
Вторая - в противоположном конце города, на Университете, где
маршрут делает разворот полукольцом.
Одним из первых городов, который стал внедрять такие троллейбусы,
был Курск. 11 маршрут в район Северный ходит тут аж с 2019 года!
Идём дальше: город Саратов.
Здесь на автономке действует только один маршрут (то же 10-й),
следующий от ж.д. вокзала в новый микрорайон Солнечный! Любят
пускать ТУАХи в районы с таким названием!
Новокузнецк. Здесь троллейбусная сеть
небольшая, однако в 2021 году был запущен маршрут №2 вглубь
Заводского района. На линии 3-4 машины.
История отражена на стекле троллейбуса/электробуса. Примечательно,
что электробус здесь - именно такой троллейбус с УАХ, а не чудо с
батарейкой.
Наше всё - город Севастополь экспериментирует с ТУАХами с конца
10-х годов. Сперва они были запущены по пригородному маршруту в
Инкерман. Затем посчитали, что автономных машин недостаточно и их
перевели на вновь открытые маршруты 11 и 11а, объезжающие посёлки
вдоль объездной.
Отправляемся на юг. В Ростове-на-Дону имеется несколько рогатых с
большими батарейками. Сперва для них даже организовали маршрут на
левый берег Дона к Ростов-Арене и Гребному каналу. По пути он
заезжал к одному из крупнейших торговых моллов в городе Мегамаг. На
какой-то период из-за низкого потока маршрут закрывали, но сейчас
он снова ходит.
Другой маршрут - 17-й, следует в район Стройгородок. На самом деле,
такой маршрут существовал в далёкие годы, когда сеть ещё была
большой, а потом был отменён. В 2021 году 17-й вернулся спустя
более 20 лет отсутствия. Из-за сложности с восстановлением
контактной сети его пустили на автономке. Потом, правда, контактную
сеть, восстановили и маршрут стал обычным проводным. Но зато сразу
запустили дополнительный новый маршрут 17а ещё дальше: в район
Левенцовский.
Иркутск. Тут на автономке запустили троллейбус "Три топора".
Маршрут №777 ходит из центра в посёлок Молодёжный, что находится в
пригороде города в 7 км от него. Однако выполняет он всего 2 рейса
утром из посёлка и 2 рейса вечером в посёлок.
Есть свои беспроводные рогатые и в пригороде Москвы! В Подольске
курсирует маршрут 4К, где "К" - это не "красный", а "Кутузово"
(район города). На линии 2-3 машины.
Раньше у маршрута была совсем небольшая трасса, и шёл он по
беспроводному участку буквально чуть больше километра. С октября
2022 года троллейбус объезжает кучу районов, где никогда не было
электротранспорта, и заканчивает свою трассу на уже действующей
линии на улице Академика Доллежаля. Прямо настоящая экскурсия по
городу!
Красноярск. Здесь случилось возвращение на правый берег Енисея.
Троллейбусы снова пошли по Коммунальному мосту!
|
</> |