Развитие советской железной дороги
holy_mozart — 17.03.2012 — ТранспортТак как я очень неравнодушен к железнодорожной тематике, я не мог не посетить этот музей в Санкт-Петербурге.
Собранная здесь коллекция поражает своим многообразием, я не ожидал увидеть здесь так много экспонатов. Несмотря на сильный снегопад, я бегал вокруг поездов как ребенок, пока не обошел всю территорию музея.
Посвящается всем любителям железнодорожной романтике. Давайте проследим, как развивалось вагоностроение в наших странах.
01. Здание Варшавского вокзала. Ныне в нем располагается ТРЦ "Варшавский Экспресс".
02. Основу экспозиции составляют натурные образцы железнодорожной техники, собранные Октябрьской дорогой. Музей располагает коллекцией паровозов отечественной и зарубежной постройки, эксплуатировавшихся на дорогах России и СССР.
03. Танк-паровоз Ь 2023. Конструкционная скорость 45 км\ч. Один из старейших локомотивов, сохранившихся в России, построен Коломенским заводом для Владикавказской ж.д. в 1897 г. До середины 1980-х гг. работал в депо Грозный Сев.-Кавказской ж.д.
04. Товарный паровоз ОД 1080. Конструкционная скорость 55 км\ч. Построен Брянским заводом в 1900 году для Екатерининской железной дороги.
05. Товарный паровоз Ов 6640. Конструкционная скорость 55 км\ч. Построен Путиловским заводом в 1902 г. Основной грузовой паровоз дореволюционной России, построено около 8 тыс. шт. Во время Великой Отечественной войны использовался в составе бронепоезда.
06. Служебный салон-вагон китайско-восточной железной дороги. Построен Русско-Балтийским вагоностроительным заводом в г.Рига для Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) в 1902 г. Имеет конструкцию кузова типа Полонсо с несущими нижними полустенками из толстых железных листов, в связи с чем вагоны данного типа иногда назывались «бронированными». С 1935 по 1945 гг. КВЖД эксплуатировалась под японским надзором, с большой вероятностью можно утверждать, что в этот период император Манчжоу-Го Пу И использовал вагон для служебных и частных поездок. В конце 1940-х гг. возвращен в СССР, где использовался партийными и железнодорожными руководителями.
07. Вагон четырехосный типа СВПС №1818. Количество мест: 1 класса – 8, 2 класса – 10. Кузов деревянный с вертикальной реечной обшивкой. Построен для международного общества спальных вагонов в период 1903-1914 гг. Тверским заводом.
08. Танк-паровоз ТТ-1770. Конструкционная скорость 65 км\ч. Построен на заводе Юнга в Германии в 1913 г. Тип Т9.3 Прусских королевских железных дорог, впоследствии серия 91 железных дорог Германии. Паровозы серии 91 поступили на железные дороги СССР в ходе второй мировой войны и получили обозначение серии ТТ – «Трофейная трехпарка».
09. Товарный паровоз Ел 534. Конструкционная скорость 70 км\ч. Построен Американской паровозостроительной компанией (АЛКО) в Скенектеди в 1917 году. Всего американскими заводами в период 1915-1918 гг. для России было изготовлено около 1000 паровозов типа 1-5-0 серий Еф, Ес, Ек, Ел.
10. Товарный паровоз Эш 4444. Конструкционная скорость 65 км\ч. В 1921-1924 гг. по советскому заказу в Германии и Швеции было построено 1200 паровозов серии Э, получивших соответственно обозначение Эг (700 шт.) и Эш (500 шт.). Паровоз Эш 4444 построен заводом Нюдквист и Гольм в 1922 г. В годы войны входил в состав колонны паровозов особого резерва и эксплуатировался на прифронтовых линиях.
11. Снегоочиститель двухосный однопутный системы инженера Бьерка. Построен Сормовским заводом в 1921 г.
12.
13. Опытный тепловоз системы Я.М. Гаккеля Гэ1 (позднее Юэ №002, Щ-ЭЛ-1, Щэл 1). Конструкционная скорость 75 км\ч. Изготовлен ленинградскими заводами «Балтийский судостроительный» и «Красный путиловец» в 1924 г. Является первым отечественным тепловозом. Проходил испытания на Московско-Курской ж.д. в 1926-1927 гг. С 1934 по 1941 г. использовался на Южной ж.д. в качестве электростанции.
14. Промышленный бестопочный паровоз №9305. Построен заводом Шварцкопф (Германия) для СССР в 1928 г. Работал на Туапсинском нефтеперерабатывающем заводе.
15. Грузовой паровоз ФД 20-1103. Конструкционная скорость 85 км\ч. Паровозы ФД (Феликс Дзержинский), построенный в 1932-1941 гг. в количестве около 3211 шт., были самыми мощными грузовыми паровозами СССР серийной постройки. Паровоз ФД 20-1103 построен Ворошиловоградским заводом им. Октябрьской революции в 1936 г. В годы войны эксплуатировался как ФДр (разгруженный) с двухосной поддерживающей тележкой под топкой для уменьшения нагрузки на путь.
16. Прицепной вагон электропоезда См – 1027. Конструкционная скорость 85 км\ч. Построен Мытищинским вагоностроительным заводом в 1932 г. как серия Св, при этом использовалось электрооборудование английской фирмы «Метрополитен Виккерс». Первоначально предназначен для работы на напряжении контактной сети 1,5 кВ, в 1956 г. переоборудован на напряжение 3 кВ (переобозначен См) и в дальнейшем переделан для выхода на низкие платформы.
17. Грузовой электровоз Cc-14. Конструкционная скорость 70 км\ч. Построен в 1933 г. В 1932 г. в СССР для работы на Сурамском перевале Закавказской ж.д. поступили 8 электровозов С, построенных американской фирмой Дженерал Электрик. Заводы Коломенский и «Динамо» построили в 1932-1934 гг. 21 аналогичный электровоз Сс (Сурамский Советский). Эти локомотивы стали первым типом магистрального электровоза на железных дорогах СССР. С 1950-х гг электровозы оснащались новых электрооборудованием и получали индекс «М» (модернизированный).
18. Грузовой паровоз Эм 730-31. Конструкционная скорость 65 км\ч. Построен заводом «Красное Сормово» в 1934 г.
19. Бронеплатформа двухосная №911-045. Изготовлена на базе двухосной платформы, построенной Харьковским заводом в 1935 г. Во время Великой Отечественной войны бронеплатформы, оснащенные зенитными пушками или пулеметами использовались для защиты поездов от нападений вражеской авиации.
20. Бронеплатформа четырехосная №971-7518. Изготовлена на базе четырехосной платформы, построенной Днепровским заводом им. газеты «Правда» в 1930-х гг. Оснащалась двумя корабельными орудиями, установленными на поворотных турелях.
21. Промышленный паровоз 9П-15387. Конструкционная скорость 35 км\ч. Построен Муромским заводом им. Ф.Э. Дзержинского в 1953 г. Паровозы 9П предназначались в основном для работы на подъездных путях промышленных предприятий. Использовались также в локомотивных депо, т.к. благодаря небольшой длине хорошо подходили для работы на поворотном круге. Строились в 1936-1957 гг.
22. Электровоз промышленный двухосный. Построен Подольским крекинго-электровозостроительным заводом (механическая часть) и электромашиностроительным заводом «Динамо» (электрическая часть) в начале 1930-х гг. Работал на подъездном пути Московского электролампового завода до 1986 года, где был обозначен номером 4. Старейший сохраненный отечественный промышленный электровоз.
23. Грузовой паровоз Сом17-1137. Конструкционная скорость 70 км\ч. Построен Харьковским заводом им. Коминтерна в 1938 году. Первоначально был оборудован вентиляторной тягой и тендером-конденсатором. Работал на Западной, Южно-Уральской, Рязано-Уральской, Омской, Северо-Кавказской, Октябрьской железных дорогах до 1963 года.
24. Железнодорожная артиллерийская установка ТМ-3-12. Максимальная дальность стрельбы 30 км. Скорострельность 2 выстр\мин. Построена на Николаевском государственном заводе имени А. Марти в 1938 г. Всего построено 3 установки данного типа, при этом использованы орудия, демонтированные с линкора «Императрица Мария».
25. Участвовали в советско-финской войне 1939-1940 гг. С июня по декабрь 1941 г. принимали участие в защите советской военно-морской базы на полуострове Ханко (Финляндия). Выведены из строя советскими моряками при эвакуации базы, впоследствии восстановлены финскими специалистами с использованием орудий линкора «Александр III», закупленных в Бизерте (Сев. Африка). Состояли на вооружении до 1991 г., списаны в 1999 г.
26. Железнодорожный кран ДЖ-45 №71 «Январец». Макс. грузоподъемность главного крюка 45 т. Скорость передвижения своим ходом 8,3 км\ч. Построен на заводе им. Январского восстания в г. Одесса в 1939 г.
27. Автомотриса 4х-осная АВ 758. Конструкционная скорость 110 км\ч. Количество мест для пассажиров: мягких - 24, жестких - 28. Изготовлена в Румынии на заводе Малакса в 1939 г. На советские ж.д. поступила во время войны 1941-1945 гг. Использовалась руководством Октябрьской ж.д. до 1989 г.
28. Грузовой паровоз Тк3 1105. Конструкционная скорость 60 км\ч. Построен заводом Локомо в г. Тампере (Финляндия) в 1943 г. для Финских ж.д. и работал на них. Паровозы данной серии были самыми многочисленными среди трофейных и репарационных финских локомотивов, эксплуатировавшихся на Октябрьской ж.д. в 1940-1950-е гг. В СССР обозначались К5, что соответствовало финскому обозначению серии до 1942 г.
29. Грузовой паровоз ТЭ 6769. Конструкционная скорость 80 км\ч. Построен заводом Флоридсдорф (Австрия) в 1943 г. для Германии. Поступил в СССР в качестве военного трофея. Переделан с западноевропейской (нормальной) на широкую колею на заводе Бухарест-Гривица (Румыния) в 1950 г. Работал на Одесско-Кишиневской, Литовской, Белорусской ж.д.
30. Грузовой паровоз Эр 750-04. Конструкционная скорость 65 км\ч. Выпущен в 1943 г. Паровозы серии Эр 750 построены Коломенским заводом в 1943-44 гг. в количестве около 22 шт. с использованием котлов пассажирских паровозов Су, постройка которых не была завершена в 1941 г. из-за начала Великой Отечественной войны. В дальнейшем послужил прототипом для многочисленных паровозов Эр послевоенной заграничной постройки.
31. Грузовой паровоз Еа 2201. Конструкционная скорость 70 км\ч. Построен заводом Baldwin в 1944 г. для СССР по ленд-лизу. Работал с 1944 г. на экспериментальном кольце ЦНИИ НКПС под Москвой, с 1955 г. на Дальневосточной ж.д.
32. Тепловоз Да20-09. Конструкционная скорость 96 км\ч. Построен в 1944 году заводом АЛКО (Американская Локомотивостроительная Компания, США). Тепловозы Да начали эксплуатироваться с 1945 г. на Ашхабадской ж.д., работали на Северо-Кавказской ж.д.
33. Грузовой паровоз Л 2298. Конструкционная скорость 80 км\ч. В период с 1945 по 1955 г. Коломенским Ворошиловградским и Брянским заводами построено 4199 шт. паровозов данной серии. Паровоз Л 2298 построен Коломенским паровозостроительным заводом в 1953 г. в честь XII съезда ВЛКСМ.
34. Грузопассажирский тепловоз ТЭ1-20-135. Конструкционная скорость 93 км\ч. Отечественный вариант тепловоза Да, поставлявшегося из США по ленд-лизу. Построен в 1949 г. Всего в 1947-1950 гг. Харьковским заводом транспортного машиностроения построено около 300 тепловозов этой серии.
35. Грузовой паровоз СО17-2413. Конструкционная скорость 70 км\ч. Построен Красноярским паровозостроительным заводом в 1948 г. к юбилею 30-летия ВЛКСМ. Работал на Пермской, Октябрьской ж.д.
36. Грузопассажирский тепловоз ТЭ5-20-03 (опытный образец). Конструкционная скорость 93 км\ч. Построен Харьковским заводом транспортного машиностроения в 1948 г. Является модификацией тепловоза ТЭ1 для работы в условиях Крайнего Севера. Работал на Московско-Курской, Северной, Оренбургской и Туркестано-Сибирской ж.д.
37. Пассажирский паровоз Су 253-15. Конструкционная скорость 115 км\ч. Построен заводом «Красное Сормово» им. А.А. Жданова в 1950 г. Работал только на Октябрьской ж.д. в депо Дно, Ленинград-Сортировочный-Витебский, Великие Луки, Новгород. Использовался с 1976 г. в качестве котельной на асфальтобетонном заводе в поселке Прибрежный Калининградской обл.
38. Пассажирский паровоз С.68. Конструкционная скорость 115 км\ч. Сохранился в единственном экземпляре. Исключен из из инвентаря МПС в 1960 г. и использовался в качестве котельной на московском заводе железобетонных изделий.
39. Грузовой паровоз ЛВ18-002 (ОР18-002). Конструкционная скорость 80 км\ч. Построен Ворошиловоградским паровозостроительным заводом им. Октябрьской революции в 1953 г. Работал на Московско-Рязанской и Северной железных дорогах до 1982 г. Использовался в качестве котельной предприятия «Комиавтострой».
40. Грузовой электровоз ВЛ8-1522. Конструкционная скорость 100 км\ч. Электровозы ВЛ8 строились с 1953 по 1967 г. Новочеркасским и Тбилисским заводами построено более 1700 шт.
41. Грузовой тепловоз ТЭ2-414. Конструкционная скорость 93 км\ч. Построен Харьковским тепловозостроительным заводом в 1954 г. Работал на Западно-Казахстанской, Октябрьской ж.д.
42.
43. Пассажирский паровоз П36-0251. Конструкционная скорость 125 км\ч. Построен Коломенским паровозостроительным заводом им. В.В. Куйбышева в 1956 г. Последний пассажирский паровоз построенный в России. Работал на Куйбышевской, Северной, Дальневосточной ж.д. С 1982 г. использовался в качестве котельной на заводе «Дальводреммаш» в г. Уссурийске.
44.
45. Грузовой электровоз ВЛ23-001. Конструкционная скорость 100 км\ч. Построен Новочеркасским электровозостроительным заводом им. С.М. Буденного в 1956 г. Работал на Томской, Западно-Сибирской, Октябрьской железных дорогах.
46. Маневровый тепловоз ВМЭ1-043. Конструкционная скорость 80 км\ч. Построен заводом “Ganz-Mavag” (Венгрия) для СССР в 1956 г.
47. Грузовой тепловоз ТЭ3-1001. Конструкционная скорость 100 км\ч. Построен Коломенским заводом им. В.В. Куйбышева в 1956 г. Работал на Северо-Кавказской ж.д.
48. Промышленный тепловоз ТГМ1-575. Построен Муромским заводом им. Ф.Э. Дзержинского в 1960 г. Первая советская серия тепловозов для промышленности и маневровых работ, с 1956 по 1972 гг. построено более 3000 тепловозов.
49. Пассажирский тепловоз ТЭ7-013. Конструкционная скорость 140 км\ч. Спроектирован на основе грузового тепловоза ТЭ3 для вождения скорых пассажирских поездов. Тепловозы строились Харьковским тепловозостроительным заводом с 1957 г. Выпущено около 100 шт. Эксплуатировались на Октябрьской, Северной, Юго-Западной, Юго-Восточной, Львовской ж.д. Обслуживали скорые и пассажирские поезда на участке Ленинград – Москва, Москва – Киев и др.
50. Грузовой электровоз ВЛ 22м-1729. Конструкционная скорость 90 км\ч. Построен Новочеркасским электровозостроительным заводом в 1957 году. Работал на Куйбышевской железной дороге.
51. Маневровый тепловоз ТЭМ1-0026. Конструкционная скорость 90 км\ч. Построен Брянским машиностроительным заводом в 1959 г. Эксплуатировался на Октябрьской ж.д. Один из первых маневровых тепловозов на Октябрьской ж.д.
52. Грузовой электровоз Фк-07. Конструкционная скорость 100 км\ч. Построен в 1959 г. французскими заводами для СССР. Сего в 1959-1960 гг. построено 50 электровозов серии Ф трех различных вариантов. В 1970-е гг. после замены игнитронных выпрямителей на кремниевые электровозы получали обозначение Фк.
53. Пассажирский электровоз ЧС1-041. Конструкционная скорость 120 км\ч. Построен в 1960 г. Заводы Шкода в Чехословакии построили в 1957-1960 гг. 101 электровоз ЧС1, ставший первым серийным пассажирским электровозом на железных дорогах СССР.
54. Промышленный тепловоз ТГМЗ-021. Построен Людиновским тепловозостроительном заводе в 1960 г.
55. Тепловоз-электростанция ТГ3 -016. Построен заводом “Jenbacher Werke” (Австрия) в 1960 г. Оборудован трехфазным генератором мощностью 300 кВт для питания путевых машин.
56. Грузовой электровоз ВЛ60к-065. Конструкционная скорость 100 км\ч. Построен Новочеркасским электровозостроительным заводом в 1960 г. Работал на Красноярской, Восточно-Сибирской, Северной, Горьковской железных дорогах.
57. Моторный головной вагон электропоезда ЭР10 -206. Конструкционная скорость 130 км\ч. Количество мест для сидения – 112. Построен Калининским вагоностроительным и Рижским электромашиностроительным заводами в 1961 г. Работал на Московской железной дороге.
58. Пассажирский электровоз ЧС2-023. Конструкционная скорость 160 км\ч. Построен в 1962 г. на заводе Шкода (Чехословакия) для советских железных дорог.
59. Маневровый тепловоз ЧМЭ3-001. Конструкционная скорость 95 км\ч. Построен заводом ЧКД (Чехословакия) в 1963 г. Первый тепловоз из более чем пятитысячной серии.
60. Грузопассажирский тепловоз ТГ102-153/169. Конструкционная скорость 120 км\ч. Построен Ленинградским тепловозостроительным в 1963 г. Работал в депо Ленинград-Сортировочный-Витебский до конца 70-х годов.
61. Маневровый электровоз ВЛ41-060. Конструкционная скорость 70 км\ч. Построен Днепропетровским электровозостроительным заводом в 1964 г. Всего в 1963-1964 гг. построено 78 локомотивов этой серии для маневров на сети магистральных ж.д.
62. Грузовой тепловоз М62-1. Конструкционная скорость 100 км\ч. Построен Луганским тепловозостроительным заводом им. Октябрьской революции в 1964 г. Работал на Юго-Восточной, Средне-Азиатской, Львовской, Октябрьской ж.д.
63. Пассажирский тепловоз ТЭП10-163. Конструкционная скорость 140 км\ч. Построен Харьковским заводом транспортного машиностроения им. В.А. Малышева в 1965 г. Работал на Приволжской, Горьковской ж.д.
64. Пассажирский тепловоз ТЭП60-0190. Конструкционная скорость 160 км\ч. Построен Коломенским тепловозостроительным заводом в 1967 г. Работал на Октябрьской ж.д.
65. Пассажирский электровоз ЧС4-012. Конструкционная скорость 180 км\ч. Построен в 1967 г. на заводе Шкода (Чехословакия) для железных дорог СССР. Эксплуатировался на Московской, Юго-Западной и Приволжской ж.д.
66. ЭР2-963.
67. Скоростной электропоезд ЭР200-1. Конструкционная скорость 200 км\ч. Построен Рижским вагоностроительным заводом в 1973 году. Находился в регулярной эксплуатации на линии Ленинград – Москва с марта 1984 года по ноябрь 2006 года.
68. Пассажирский электровоз ЧС200-002. Конструкционная скорость 200 км\ч. Электровозы ЧС200 №№ 001 и 002 построены в 1975 г. заводами Шкода в Чехословакии для вождения скоростных поездов на линии Москва-Ленинград и стали первыми двухсекционными пассажирскими электровозами железных дорог СССР. В дальнейшем в 1979 г. последовала постройка 10 электровозов ЧС200 №№ 003-012, эксплуатирующихся по сей день и существенно отличающихся от прототипов.
69. Пассажирский тепловоз ТЭП70-0007. Конструкционная скорость 160 км\ч. Построен Коломенским тепловозостроительным заводом в 1977 г. Работал в депо Орша Белорусской ж.д.
70. Головной вагон дизель-поезда Д1 719-3. Конструкционная скорость 120 км\ч. Число мест - 77. Построен в 1984 г. на заводе Ганц-Маваг (Венгрия) для советских железных дорог.
Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) 15П961 «Молодец» с межконтинентальной баллистической ракетой (МБР) 15Ж61 (РТ-23 УТТХ).
Ракета РТ-23 УТТХ и ракетный комплекс в целом разработаны в «КБ» Южное в Днепропетровске, генеральный конструктор академик В.Ф. Уткин. Поезд и пусковая установка разработаны в КБСМ, Ленинград, главный конструктор академик А.Ф. Уткин.
В 1987-1991 гг. построено 12 комплексов.
71. Агрегат обеспечения. Построен на Калининском заводе в 1986 году. Оборудован четырьмя дизель-генераторами мощностью 100 кВт для обеспечения автономной работы пускового модуля, а также устройства для закорачивания и отвода контактной сети (ЗОКС).
72. Вагон - пусковая установка. Вагон построен на Калининском заводе в 1986 году. Сконструирована на базе четырехтележечного восьмиосного вагона грузоподъемностью 135 тонн, оборудованного открывающейся крышей с гидравлическим приводом. Головная часть ракеты разделяющегося типа индивидуального наведения с десятью боевыми блоками мощностью 0.43 Мт и комплексом средств преодоления ПРО. Дальность стрельбы – 10100 км.
Вагон – командный пункт. Вагон построен на Калининском заводе в 1986 году. Предназначался для несения боевого дежурства в различной степени боеготовности, обеспечивал возможность проведения пусков ракет автономно от КП полка по приказам высших звеньев управления. Оснащен специальным устройством для закорачивания и отвода контактной сети (ЗОКС).
73. Тепловоз ДМ62. Конструкционная скорость 100 км\ч. Сконструирован на основе тепловоза М62, выпускавшегося для МПС СССР, строился специально для работы с БЖРК в 1982-1994 гг. Основные отличия от тепловозов М62: бесчелюстные тележки, датчики контроля нагрева буксовых и моторно-осевых подшипников, автоматический пуск дизеля, светомаскировочные щиты, фильтро-вентиляционная установка с патрубком для противогазов, система дозаправки топливом от вагона-цистерны поезда БЖРК, возможность работы по системе многих единиц независимо от места в составе поезда БЖРК. Построен на Ворошиловоградском заводе в 1983 г.
74. Грузовой тепловоз 2ТЭ121-026. Конструкционная скорость 100 км\ч. Самый мощный серийный отечественный тепловоз. 2ТЭ121-026 построен на Ворошиловоградском заводе в 1987 году. С середины 90-х годов работал в путевых машинных станциях Октябрьской ж.д.
|
</> |
https://bit.ly/2IENXIe
Вечный заработок на хостингах от 120 000 рублей в месяц. Пакет "Базовый"
Гарантия возврата денег.