Разум без воли и эмоций (часть вторая)
cantanapoli — 10.06.2024Казалось бы, как связана фантастика столетней давности с нынешним наступлением искусственного интеллекта? Там андроиды, тут цифровые сущности без всякого человекоподобия.
Дело в том что Чапеку век назад в своей крошечной пьесе удалось предугадать и проблему, возникающую вокруг дорожающей рабочей силы, и решение, которое будет найдено — рукотворные существа с интеллектом, но без воли и осознания себя.
Я сейчас как раз об использовании ИИ в качестве замены человеческого труда. Не потому что другие перспективы развития ИИ мне не интересны, о нет, это не так. Однако дискуссии о философских или научных аспектах ИИ, о потенциальном появлении настоящего, универсального ИИ — это все-таки разговор о будущем. А вот замещение искусственным интеллектом живых работников — это никак не будущее, это уже сейчас.
Разговор о прогрессе, вытесняющем людей с их рабочих мест сваливается обычно в две потенциальные ямы. Первая — «автоматы займут все рабочие места и нам кранты», вторая — «да все нормально будет, раньше такое уже происходило и количество работы в результате только росло»
По поводу первой ямы — здесь очень много очень понятных эмоций. Вложения, которые мы делаем в свои профессиональные знания и умения — определяют качество нашей жизни, спокойствие о будущем. А тут — возможность того что это все разом обесценится. Если тебе 25 годиков, то еще ничего. А если 55?
Но при том что реакция паники вполне понятна и даже логична — никакой пользы она очевидным образом не несет. Это ведь отказ от попытки не то что изменить, но хотя бы разобраться в испугавшей нас ситуации.
Обратная яма — классическое проявление чрезмерного благодушия, попытка сказать «это уже было и мы выпутались».
Нынешняя ситуация отличается от всех предыдущих примеров автоматизации и технического прогресса, которые приходят на ум.
Основное отличие этого раза состоит в том что сейчас, похоже, из «человеческого» рынка труда вычеркивается не узкая полоса определенной профессии (телефонистки при переходе к использованию АТС), и даже не целая устаревшая отрасль (извозчики, коневоды, шорники — это все были распространенные профессии до момента когда их стерла автомобилизация).
Нынешний приход ИИ грозит «вычеркнуть» из потенциальных оплачиваемых занятий не узкие полосы отдельных профессий, а огромные куски экономики услуг. Что общего у профессии переводчика, иллюстратора, врача-диагноста и секретаря? Ничего, кроме того что они, пусть и еще не окончательно, могут быть заменены специализированными ИИ.
В следующей части поговорим о том что находится между ужасом перед происходящим и уверенностью что все будет как было.
|
</> |