Антон Семёнович Макаренко в «Педагогической поэме»
рассказывал, как один из сотрудников, комментируя мнение, что
выплата воспитанникам зарплаты несовместима с идеологией, заметил:
«Когда у человека есть деньги, то у него и «идеи», и все такое
прочее, а когда нет, то только одна «идея» – у кого бы
занять».
С Украиной теперь тоже так: едва ли не все действия
Зе-команды в последнее время обусловлены стремлением получить
вспомоществование от МВФ. Тому же посвящена и статья Зеленского в испанской El
Pais «Украина принимает меры по предотвращению
банкротства».
Президент Украины униженно распинается: «Украина помогла 25
странам эвакуировать своих граждан из Китая и направила в Италию
бригаду анестезиологов и партию медицинского спирта... Мы провели
больше реформ, чем любое другое предыдущее правительство» [все
«предыдущие правительства» заявляли то же самое. – А.К.].
Однако как случилось, что Украина, говоря словами видного
экономиста Виктора Суслова (в 1997-1998 гг. – министр экономики
Украины), «дореформировалась до нищеты и банкротства»? Почему
пресловутые реформы довели страну до того, что её нынешним
руководителям приходится думать о «предотвращении
банкротства»?
В 1991 году, когда Украина, опережая дезинтеграцию СССР,
провозгласила себя самостийной, никто бы не рискнул назвать её
«сырьевой и аграрной», как называет сейчас Зеленский. Украинская
ССР имела космическую промышленность, авиастроительную
промышленность, химическую промышленность, развитое судостроение,
многие другие отрасли высокотехнологичного
машиностроения...
А всё объясняется просто. В основе действий подавляющего
большинства украинских политиков лежал лозунг «Геть от Москвы!».
Здравомыслящим украинским руководителям вроде Виктора Суслова,
прекрасно понимавшим необходимость сохранения и развития
экономических связей между двумя частями бывшей Большой страны,
приходилось работать в условиях жесточайшего противодействия тех,
кто готовы были «спалити хату абы москаль на неё не
дивився». Да и ельцинская Москва не очень-то располагала к
здравомыслию…
Ещё до Беловежских соглашений декабря 1991 года тогдашний
премьер-министр Украины Витольд Фокин заявлял, что его интересует
не координация усилий для преодоления тяжелейшего кризиса, а только
раздел общесоюзного имущества. Закладывались основы курса на
«евроатлантическую интеграцию», но к чему он мог привести, если
большинство предприятий Украины являлись составной частью
производственных цепочек с заводами в других республиках, прежде
всего в Российской Федерации.
Автор в советские времена работал на предприятии, бывшем в
СССР монопольным производителем варикапов – диодов, без которых
невозможны современные радиоэлектронные устройства. В 1992-1993
годах предприятие, хотя и резко снизило объёмы производства,
продолжало поставлять продукцию потребителям на всей территории
СНГ. Однако недавние смежники, а ныне конкуренты из Зеленограда и
Новосибирска, пригласив с Украины нескольких специалистов, быстро
освоили выпуск варикапов у себя – и мой родной завод был
обречён.
Таких примеров было множество. Кооперационные связи рвались,
а внутриукраинский рынок оставался недостаточно ёмким, он не
обеспечивал окупаемость производства.
«Западные партнёры» открывать свои рынки для украинских
товаров не торопились, да и не была там востребована украинская
продукция высоких переделов в силу разности сложившихся технических
стандартов. Потерять старые рынки сбыта оказалось неизмеримо проще,
чем приобрести новые.
Это была игра в одни ворота. Скажем, ради «стратегического
партнёрства» с Польшей украинский рынок был широко открыт для
польского ширпотреба, который вполне можно было производить на
Украине.
Показательна и история с закрытием Чернобыльской АЭС. В угоду
Западу Украина, испытавшая тяжёлый энергетический кризис (мы не
забыли веерные отключения), согласилась закрыть станцию, которая
обеспечивала 15% производства электроэнергии в стране. А с
компенсацией на строительство энергоблоков на других станциях
«цивилизованные» партнёры обманули на несколько миллиардов
долларов. «Не своих» они обманывают всегда.
За первые десять лет самостийности Украина стала обладателем
антирекорда (60%!) по уровню падения ВВП среди республик
европейской части СССР. Это косвенный показатель той цены, какую
заплатил народ Украины за то, что её новые правители получили
возможность объявить её «не Россией».
А потом был первый, «оранжевый», майдан. Он повлёк не только
принудительную
ассимиляцию русских, но и привёл к тому, что уже в 2005 году
темпы роста ВВП в годовом исчислении составили всего 2,7%, упав в
августе (последнем месяце первого премьерства Тимошенко) до
отрицательной величины в минус 1,6%.
После второго майдана и государственного переворота в феврале
2014 года курс на разрыв всяких связей с Россией стал официальной
линией Киева.
Невозможно вспомнить хотя бы одно высокотехнологичное
предприятие Украины, которое хорошо бы себя чувствовало в
постмайданные времена. Если не закрылись, то влачат жалкое
существование. Все проекты с партнёрами из третьих стран,
подававшиеся как альтернатива российскому рынку, обернулись
пшиком или продажей по сходной цене
«непрофильных активов». Разрыв связей с РФ болезненно ударил по
украинской металлургии; лишившись дешёвого российского сырья
(газа), практически остановился украинский химпром – а эти две
отрасли были когда-то локомотивами экономики Украины.
Казалось, элементарный здравый смысл подталкивал Зеленского к
восстановлению отношений с Россией, тем паче что этого ждали 75%
избирателей, отдавших этому комику на выборах свои
голоса.
Однако даже слегка скорректировать курс Порошенко новому
президенту оказалось не по силам. И теперь всё, что ему остаётся,
это взывать с криком SOS к Западу. Только, как заметил Виктор
Суслов, «Запад уже не спасет наши души, да ему это и не
нужно».