Разноцветные слоны Средневековья. Почему?

топ 100 блогов wutheringkites02.07.2021 В данном материале вы увидите самых разнообразных разноцветных слонов и узнаете причины возникновения подобных изображений в искусстве Средневековья. Узнаете, как слон может помочь унять головную боль, почему он является великим грешником, и что способно обратить боевого слона в бегство.

Разноцветные слоны Средневековья. Почему?
The Marvels of the East, mid-11th century, Cotton MS Tiberius B V 1, f. 81r

Также сможете полюбоваться на слонов в Ноевом ковчеге из Беат с их уникальной изобразительной традицией. Вот, к примеру, миниатюра из «Беата Аббатства святого Доминика Силосского» - изображена подобная коням саранча с женскими волосами, золотыми венцами и скорпионьими хвостами (Откровение 9:7-12). Представляете, какие там слоны!

Разноцветные слоны Средневековья. Почему?
Silos Beatus, British Library, Add MS 11695, f. 133v, detail

Если уносите материал целиком или частично, пожалуйста, ссылайтесь на журнал.


Сначала поговорим о разноцветных англо-саксонских слонах, украшающих небольшое анонимное сочинение De rebus in oriente mirabilibus/«О чудесах Востока». Чудеса Востока продолжают обширную традицию фантастических описаний Востока и Индии, берущую исток в глубокой античности. Сочинение дошло до нас в трёх списках, датируемых концом X – первой половиной XII в.в.. Все три рукописи находятся в Великобритании и они, о счастье, проиллюстрированы.

- Cotton MS Vitellius A XV из Британской Библиотеки, Лондон, знаменитая тем, что в ней содержится единственный список «Беовульфа»;
- Cotton MS Tiberius B V/1 тоже из Британской Библиотеки, датируется второй четвертью XI в.;
- Bodl. 614, первая половина XII в., хранится в Бодлианской библиотеке, Оксфорд.

Слонам в Чудесах Востока посвящено одно предложение, но слон настолько диковинен и популярен в средневековье, что даже одна фраза про него иллюстрируется:

Seo Nil is ealdor fullicra ea, and heo floweð of Ægiptna lande, and hi næmnað ða ea Archoboleta, þæt is haten þæt miccle wæter. On þyssum stowum beoð akende þa miclan menigeo ylpenda.[1]

«Нил – главная среди всех рек, она течёт через земли египтян и её называют Архоболета, что означает «большая вода». В этих местах рождается великое множество слонов».

На заглавной иллюстрации мы видим красного слона с бивнями, острыми когтями, толстым хвостом, крошечными ушами, он что-то слизывает своим длинным пунцовым языком, его тело испещрено какими-то странными складками.

Его брата-близнеца, но уже совершенно белого цвета, мы встречаем на миниатюре из рукописи под шифром MS. Bodl. 614:

Разноцветные слоны Средневековья. Почему?
The Marvels of the East, Bodleian Library MS. Bodl. 614, fol 39v, ylp 12th century, middle; English

Сначала про складки - это может быть описываемая Плинием Старшим can­cel­la­ta cu­tis (испещ­рен­ная мор­щи­на­ми кожа):

«Испещ­рен­ная мор­щи­на­ми кожа сло­на сво­им запа­хом при­вле­ка­ет этот род насе­ко­мых; поэто­му сло­ны, рас­тя­ги­вая склад­ки кожи, впус­ка­ют под них целые стаи сво­их <�мучи­те­лей>, а затем, неожидан­но натя­нув кожу, уби­ва­ют сдав­лен­ных ею пара­зи­тов: эти склад­ки кожи заме­ня­ют им хвост, гри­ву и шерсть».[2]

В третьей рукописи, Cotton MS Vitellius A XV, вместо слонов неожиданно изображены верблюды, а почему произошел такой курьез - можно прочесть здесь.

Практически идентичного слона мы встречаем в англо-саксонской иллюстрированной фармакопее, Cotton MS Vitellius C III начала 11 века, рядом с обезьяной, разве что его шкура уже не в складках, а поделена на ромбики и покрыта пятнами.

Разноцветные слоны Средневековья. Почему?
BL, Cotton MS Vitellius C III, c. 1000–1025, England (? Christ Church Canterbury or Winchester), f. 82r

В Средневековье слон был ценным лекарственным средством, в ход шло всё: считалось, что истолченная слоновья кость с медом излечивала шрамы и дефекты пигментации, при гематурии могло помочь питье крови слона, а слоновий навоз, нанесенный прямо на голову, мог чудесным образом унять головную боль!

Слон часто изображался вместе с обезьяной. Святой Евхерий, архиепископ Лиона (ок. 380 - ок. 449), в своем сочинении «Книга правил духовного понимания»/Liber formularum spiritalis intelligentiae, говоря об аллегорическом значении животных в Писании, называет слона великим грешником.

«Слон - великий грешник; в Книге Царств: и они привели обезьян и слонов к Соломону».[3]

В Первой Книге Царств повествуется о том, как царь Соломон отвратился от пути истины и впал в роскошь (1 Kings 10:21-22), в синодальном переводе другая нумерация, и там этот отрывок находится в Третьей книге Царств.

«И все сосуды для питья у царя Соломона были золотые, и все сосуды в доме из Ливанского дерева были из чистого золота; из серебра ничего не было, потому что серебро во дни Соломоновы считалось ни за что; ибо у царя был на море Фарсисский корабль с кораблем Хирамовым; в три года раз приходил Фарсисский корабль, привозивший золото и серебро, и слоновую кость, и обезьян, и павлинов».(Третья книга Царств, 10:21-22)

Однако Евхерий «слоновую кость» понимает как «слонов», в Вульгате же в данном отрывке фигурировали dentēs elephantorum («зубы слонов»): quia classis regis per mare cum classe Hiram semel per tres annos ibat in Tharsis, deferens inde aurum, et argentum, et dentes elephantorum, et simias, et pavos.

Ещё в Библии Уиклифа, кстати, тоже читаем не про слоновую кость, но зубы слонов: For the ship(s) of the king went once by three years with the ship(s) of Hiram into Tharshish, and brought (back) from thence gold, and silver, and teeth of elephants, and apes, and peacocks.

На Руси вплоть до Елизаветинской Библии включительно в данном отрывке Соломону тоже доставлялись «зубы слоновы, и пифики и павы»: «корабль бо фарсийский царю соломону на мори с корабли хирамлими, единою во триех летех прихождаше цареви корабль из фарсиса и приношаше злато и сребро, и зубы слоновы, и пифики и павы, и камение точеное и тесаное».

Роскошь осуждаема, кроме того, слоны упоминаются рядом с обезьянами, искаженным образом человека, и, следовательно, глубоко греховными созданиями. В 9 веке Рабан Мавр повторяет суждение Евхерия, но все не так безнадежно, слон у него может стать кающимся грешником[4]. Возможно, поэтому часто слона и обезьяну изображают вместе.

Данная полностраничная миниатюра имеет надпись 'Escolapius Plato Centaurus', это не кто иные как бог медицины Асклепий (Эскулап), обучавший его кентавр Хирон и философ Платон. Они окружены многочисленными животными. Наш пурпурный слон расположился прямо на голове Платона. Боюсь предположить, уж не связано ли подобное расположение с чудесным действием навоза на головную боль (думаю, что не связано, но забавно).

Разноцветные слоны Средневековья. Почему?
British Library, Cotton MS Vitellius C III, c. 1000–1025 Escolapius Plato Centaurus, f 19r

Теперь поговорим о цвете слонов. Откуда возникло такое разнообразие окраса данных животных?

Слон насыщенного синего цвета украшает De rerum naturis Рабана Мавра, изображение удивительно напоминает современные иллюстрации для детских книг, в правом нижнем углу мы видим зелёную бесхвостую обезьяну, сочетание человеческого лица и тела зверя подчеркивает то, что обезьяна символизирует собой искаженный образ человека. Рукопись была создана в 20-30-х г.г. 11 века в монастыре Монтекассино, область Лацио, Италия. Подробнее о том, почему обезьяна изображалась без хвоста, можно прочесть здесь.


Разноцветные слоны Средневековья. Почему?
Montecassino, Archivio dell'Abbazia di Montecassino, Cod. Casin. 132, p. 191, 11th century

Разноцветные слоны Средневековья. Почему?
Montecassino, Archivio dell'Abbazia di Montecassino, Cod. Casin. 132, p. 191, 11th century


Был ли письменный источник, повествующий о разноцветных слонах? Был.

Liber Monstrorum/«Книга монстров (чудовищ)», полностью Liber monstrorum de diversis generibus/«Книга чудовищ разных видов» - анонимное сочинение конца VII - начала VIII в.в., дошедшее до нас в трех списках IX века, одной рукописи XV века и различных цитатах, включенных в сочинения энциклопедистов XIII века. Энциклопедия Liber Monstrorum основана на произведениях Вергилия и Лукана, отцов Церкви, латинском «Физиологе», «Послании Александра Аристотелю» и на его более поздней разновидности под названием «Послание Фарасмана императору Адриану», в свою очередь, черпавшего вдохновение в «Чудесах Востока». Авторство Книги Монстров ранее приписывалось Альдхельму, епископу Шерборнскому, однако сейчас возобладало мнение, что книгу составил кто-то из его учеников, вероятно, Этельвальд (Æthelwald) или Вихтфрид (Wihtfrith).

Существует мнение, что поэма «Беовульф» была отчасти вдохновлена Liber Monstrorum, поскольку в Книге Монстров упоминается король гётов Хигелак, дядя Беовульфа. Вероятно, не обошлось и без влияния на поэму Чудес Востока, тоже изобилующих чудовищами, особенно добавляет весомости тот факт, что один из списков Чудес Востока находится в той же рукописи, что и «Беовульф».

В первой части Книги Монстров повествуется о чудовищах, например, о таком, слоны упоминаются во второй части, посвященной зверям.

«Слоны хотя сами и боятся львов, однако они самые большие из всех известных животных. Говорят, что они обитают у гангаридов и индейцев между реками Нилом и Бриксонтом. И Пирр первым привел двадцать из них в Рим на подмогу в битве, потому что они несут на себе башни с лучниками и поражают врага вытянутыми хоботами. Александр Македонский написал философу Аристотелю, что он видел в Индии бесчисленное множество белых, черных, красных и разноцветных слонов».[5]

Конечно, этот материал, в свою очередь, был почерпнут из Эпистолы, анонимного «Послания Александра Аристотелю о чудесах Индии», одному из самых ранних сохранившихся сочинений об Александре Македонском, которое было написано примерно век спустя после смерти завоевателя:

«Затем мы достигли самых отдаленных лесов Индии. И там, возле реки Буэмар, разбили лагерь длиной и шириной в пятьдесят стадиев. И когда мы приготовились отойти ко сну в одиннадцатом часу дня, прибежали перепуганные фуражиры и дровосеки и сообщили, что из леса на нас идет огромное стадо слонов. Тогда я приказал фессалийским воинам вскочить в седла и взять с собой свиней (ибо нам было известно, что слоны боятся их хрюканья) и появиться прямо перед слонами. А за ними должны были следовать другие всадники, вооруженные копьями, и трубачи верхом на лошадях, а всем пешим велел оставаться в лагере. Сам же я, отправившись вперед вместе с конницей и царем Пором, увидел стадо зверей, устремившихся на нас с поднятыми хоботами, спины у них были черного, белого и красного цвета, а некоторые были пятнистыми. По словам Пора, если их поймать и приручить, то можно использовать в военном деле, столкнувшись же с ними, их легко обратить вспять, если только свиньи, которых хлещут всадники, не замолчат. И действительно, слоны, придя в смятение, бросились обратно в лес, напуганные звуками труб и хрюканьем свиней. Из них наша конница перебили около девятисот восьмидесяти, и, отрубив бивни, воины с добычей вернулись в лагерь».[6]

Разноцветные слоны Средневековья. Почему?
Histoire ancienne jusqu'à César, BL, 2nd half of the 13th century, Add MS 19669, F. 156r

Quorum terga et nigra et candida et rubri coloris et varia quaedam erant[7]. Отметим, что varia можно перевести не только как пятнистые, но также как разноцветные, пёстрые, пегии, полосатые. На миниатюре также изображены священные деревья Солнца и Луны, о них можно почитать здесь: К дереву Вак-Вак через деревья Солнца и Луны со всеми остановками.

В англо-саксонском варианте Эпистолы данный отрывок сокращен и описание окраса спин слонов отсутствует[8]. Однако оригинальная латинская версия «Письма Александра к Аристотелю» была хорошо известна и распространена. Оттуда слоны перешли в Liber Monstrorum уже полностью цветными, не только их спины, но и все тело этих животных приобрело различную окраску.

Теперь скажем пару слов о совершенно особой изобразительной традиции - миниатюрах из Беат.

Богослов VIII века, Беат Лиебанский, подвизавшийся в обители Св. Мартина Турского (ныне известной как Санто-Торибио) в долине Лиебана, около 776 г. создал свое самое известное сочинение «Толкование на Апокалипсис»/Comentario al Apocalipsis, позже текст стал называться по имени автора: так называемые Беаты. В то время люди были одержимы идеей конца света, согласно расчетам, он должен был наступить в 800 году. Дата миновала и мир устоял, но сочинение Беата Лиебанского продолжали переписывать в скрипториях испанских монастырей, поскольку впереди маячил 1000 г. и прочие особые даты, поэтому текст пользовался неизменным интересом. До нас дошло более тридцати рукописей Беат, более двадцати из них иллюминированны и датируются X—XIII веками. По меткому выражению Жака Ле Гоффа: «в Европе появился первый настоящий триллер». Поражает и изобразительная традиция Беат, во многом связанная с влиянием на мосарабов, проживавших на контролируемых мусульманами испанских территориях, мусульманской культуры. Вот, к примеру, миниатюра из «Беата Аббатства святого Доминика Силосского»: Жена, облечённая в солнце, и Архангел Михаил со своим небесным воинством борется с красным драконом с семью головами, увенчанными диадемами, и десятью рогами (Откровение 12).

Разноцветные слоны Средневековья. Почему?
Silos Beatus, British Library, Add MS 11695, ff. 147v-148

Всадник на белом коне, Бог-Слово (Логос) — вторая ипостась Святой Троицы, с небесным воинством (Откровение 19:11-16):

Разноцветные слоны Средневековья. Почему?
Silos Beatus, British Library, Add MS 11695, f. 196r

Однако вернемся к нашим баранам, т.е. слонам. Слон в Беатах присутствует среди зверей в Ноевом ковчеге - всегда в нижнем ярусе с краю в левом углу. Рассмотрим четыре рукописи:

Беат из Вальядолида (Valladolid, Biblioteca de la Universidad, MS 433),
Беат из Урхеля (Museu Diocesá de La Seu d’Urgell, Num. Inv. 501),
Беат Библиотеки Моргана (New York, Pierpont Morgan Library, MS M.644),
Беат Факундо (или Беат Фернандо I и Доньи Санчи) (Madrid, Biblioteca Nacional, MS Vitrina 14-2).

Красный слон в крупный горошек с небольшой черной головой изображен в нижнем ярусе ковчега на миниатюре Беата из Вальядолида:

Разноцветные слоны Средневековья. Почему?
Beatus de Valladolid, c. 970, Valladolid, Biblioteca de la Universidad, MS 433, f. 74v

Почти идентичная иллюстрация из Урхельского Беата решена в иной колористической гамме, и наш слон там черно-зеленого окраса, его тело украшено красными и белыми полукружиями.

Разноцветные слоны Средневековья. Почему?
Urgell Beatus, Museu Diocesá de La Seu d’Urgell, Num. Inv. 501, 82v

Ковчег на миниатюре Беата Библиотеки Моргана насчитывает уже не три, а четыре яруса с животными, слона видно не очень отчетливо, но, похоже, он светло-желтый в крупный горох.

Разноцветные слоны Средневековья. Почему?
Morgan Beatus, Spain, perhaps in Tábara, ca. 940-945, MS M.644 fol. 79r, New York, Pierpont Morgan Library

Беат Факундо тоже может похвастаться четырьмя ярусами животных в ковчеге, во втором ярусе вместо крупных кошачьих находятся фантастические животные: вероятно, мантикора, два грифона и дракон. Ярко оранжевый слон с белыми узорами занимает свое обычное место в нижнем ярусе для самых больших и тяжелых зверей.

Разноцветные слоны Средневековья. Почему?
Madrid, Biblioteca Nacional, Beato de Liébana códice de Fernando I y Dña. Sancha, 1047, Ms. Vitrina 14-2, f. 109r

Изображение ковчега присутствует практически во всех Беатах, однако не в каждом из них есть слон, к примеру, ковчег Беата из Жироны слона лишен, но всё-таки приведу изображение - очень уж красивое:

Разноцветные слоны Средневековья. Почему?
Beatus of Gerona, Ms. 7 (11), fol. 103 r, Gerona, Museo Capitular de la Catedral

Стиль Беат, конечно, совершенно уникален: плоскостное изображение, контрастность, фантастичность, яркость колорита, отсутствие оттенков цвета. Безусловно, считывается влияние культуры аль-Андалус, особенно, как нам кажется, ощутимо влияние ярких, декоративных, фантазийных и причудливых изображений животных на восточных тканях.

Итак, для обоснования разноцветного окраса почти никем не виданных в реальности слонов в средние века у нас имеется:

1. Наличие письменных источников;
2. Влияние восточной культуры, особенно тканей;
3. И самое главное: средневековые художники удивительно свободно обращаются с цветом. Важным является не природная достоверность окраса животного, а символическое значение цвета, или просто тяга к декоративности изображения. Синий слон, пурпурный в крапинку, зеленая обезьяна? Почему бы и нет!

Разноцветные слоны Средневековья. Почему?
BnF, Français 412, 1285, f. 235 v

Разноцветные слоны Средневековья. Почему?
BnF, Latin 4915, Mare historiarum ab orbe condito ad annum Christi 1250. authore Joanne de Columma , Romano, ordinis Fratrum Praedicatorum, f. 128r

Разноцветные слоны Средневековья. Почему?
BnF, Latin 16169, f. 49r, 14th century Manuscrit Albertus Magnus , De animalibus

Разноцветные слоны Средневековья. Почему?
Cambridge, Corpus Christi College, MS 053 The Peterborough Psalter and Bestiary, ca. 1300 - 1399, f. 191r

Разноцветные слоны Средневековья. Почему?
The Rochester Bestiary, England, c. 1230, Royal MS 12 F. xiii, f. 11v.

Разноцветные слоны Средневековья. Почему?
Le Beatus de Saint-Sever, milieu du xie siècle, BnF, Latin 8878, f. 198r

Разноцветные слоны Средневековья. Почему?
Livre des simples de médecine, National Library of Russia, St Petersburg, Fr. F.v. VI #1, 15th C, f. 168v

Также по теме:
"Бестиарий": Прыгающие и танцующие слоны. Почему?
"Бестиарий": Слон с копытами и клювом. Почему?
"Бестиарий". Верблюдослон. Почему?
И множество материалов о слонах по тэгу Elephants on Parade, есть там и разноцветные слоники, они не были добавлены в данный материал, дабы не повторяться.


1 - Andy Orchard, Pride and Prodigies: Studies in the Monsters of the Beowulf-manuscript, University of Toronto Press, 2003, p. 190

2 - Плиний Старший, ЕСТЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ, КН. VIII, ГЛ. 10, 10 по изданию: Труды Кафедры древних языков. Вып. III. Труды Исторического ф-та МГУ: Вып. 53. Серия III. Instrumenta studiorum: 24. Индрик, Москва, 2012. С. 186—227 (§§ 1—141). Перевод с латинского и комментарии И. Ю. Шабаги.

3 - Formulae of St. Eucherius of Lyons, by St. Eucherius of Lyons, IV. On the Animals

4 - Kiwako Ogata, The Iconography of the Elephant in the Middle Ages: Some Observations on its Anatomy in Visual Art, 2017

5 - Книга монстров, II, 3 по изданию Andy Orchard, Pride and Prodigies: Studies in the Monsters of the Beowulf-manuscript, University of Toronto Press, 2003

6 - «Письмо Александра к Аристотелю» по изданию Н. Горелов, Повесть о рождении и победах Александра Великого. СПб.: Азбука–классика, 2006, стр. 138

7 - Three Old English Prose Texts in MS Cotton Vitellius A XV by Stanley Rypins, London Oxford University Press, 1864, p. 91

8 - Andy Orchard, Pride and Prodigies, p.p. 242-243

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Не идиотское, не малопонятное, не бессмысленное, а именно странное. Настолько странное, что даже цепляет. Автор: южноафриканская художница и скульптор Джейн Александр. Тема работ: апартеид, хотя так и не скажешь. Место проведения: не менее странный, чем сама выставка, кафедральный ...
Филофобия — это боязнь влюбиться или иметь привязанность к другому человеку Чаще всего эта боязнь появляется у тех, кто тяжело пережил расставание с любимым человеком. Они разочарованы в любви и боятся снова влюбляться. Они думают, что влюбляясь будут каждый раз наступать на те же ...
Я в своем счастливом болотце, так оскотинилась, что совсем забыла как это - ждать от кого-то весточки. На самом деле приятно, чувствуешь себя живой. Знаете, когда каждые 5 минут открываешь почту, когда проверяешь даже на улице, и даже с телефона, ...
...
"Я ахуенна. А чего добился ты?"(с) Катя Алмаз. Встретив сие юное дарование из Иркутска в сети случайно - я некоторое время сомневалась. Вроде (как оказалось) землячка, да и мото я люблю. Однако дальнейший рейс по ее бесконечно прекрасному ...