Размышления

топ 100 блогов pora_valit25.10.2014 Сегодня суббота 25-е Октября. На часах 14.20. На плите кипит вода для крeветок, а в холодильнике остужается Хугарден со Староапраменом. Выдалась свободная минутка и значит пришло время накидать несколько слов. Я давно хотел написать данный пост. Свойство человеческого разума таково, что заставляет все время оценивать события и причины тех, или, иных поступков. Я мысленно возвращаюсь в Июль 2002-го года.

Хабаровск, Июль 2002-го года.

Мы получили разрешение на репатриацию, после шести неудачных попыток. Я окончил Хабаровский Государственный Технический Университет, кафедру Двигатели Внутреннего Сгорания (гр. ДВС-71) и стал собирать документы на поступление в аспирантуру. Финальное решение о переезде еще не было принято и жизнь текла своим чередом. Мы жили в 2-х комнатной квартире в доме новой планировки 1986-года постройки. Мама с бабушкой жили в зале, а я в своей комнате. На деревянном столе стоял мой первый и последний в России компьютер ZX Spectrum 256. Стенка с книгами занимала всю стену, в которой стоял маленький телевизор с диагональю 37 см и видеоплеером Akai. В 100 метрах от дома стоял сборный металлический гараж, красного цвета (помните такие были?), в котором стояла моя машина, Ссанг Енг Корандо 1989 года выпуска. Я любил ковыряться в гараже с машиной. Иногда с пацанами, мы пили пиво. Ставили канистры и использовали их как стулья. Открывали заднюю дверь машины и использовали как стол. На котором резали колбаску и другую нехитрую закуску. Водку, или пиво, мы пили из пластиковых стаканчиков.

Каждый болтик в гараже и каждая проволочка были мне знакомы. Каждый уголок в квартире был частью моего мира, в котором я вырос. Теперь предстояло принять решение. Ехать или не ехать. И на первый план выходили обычные человеческие привычки. Я не думал о будущей работе об изучении языка или о том, сколько еще предстоит сделать. Я думал о вполне банальных вещах. О рыбалке, встречах с друзьями, природе, моей машине, гараже об аспирантуре. Аспирантура была гарантированна. Нас туда звали, если не сказать тащили силком. Пять человек из нашей группы должны были поступить. Значит я знал, что я поступлю и окончу. Мне было почти 23 года на момент окончания универа, а значит, мне будет, минимум 26, когда я окончу ее.

Если не в аспирантуру, то куда, спрашивал я самого себя. У меня было лейтенантское звание запаса. Ну, можно в армию. Армию я не любил, в принципе. Можно было бы в ГИБДД. Там были знакомые, которые помогли бы пристроиться. Или можно было бы в ФСБ. Но туда я вряд ли бы попал, ибо уже имел близких родственников в Израиле. Инженером после окончания? Куда, на единственный профильный завод Дальдизель? Завод к тому времени издыхал, разлагаясь, воняя на весь Хабаровск. При заводе, умельцы открыли тюнинговое ателье. Ставили тонировку, обвесы и кенгурятники.

Я мог бы открыть и свою фирму по ремонту машин или работать на дядю. Знания и опыт с японскими машинами у меня были. Тогда возникал вопрос. А, накуа пардон муа, я учился проектировать эти самые двигатели? Конечно, не обязательно проектировать двигатели. Можно проектировать теплоснабжение, можно работать на теплоцентралях, на удаленных объектах с генераторами, на перекачках нефти и газа. Да много еще где можно работать, имея фундаментальное образование в технической сфере. Вопрос только в том, что либо платили мало, либо надо было ехать в пердя. Можно остаться в уиверситете и получать копейки, сидя на окладе. Или, можно читать лекции, вести лабораторки, делать курсовики за бабло, репетиторствовать и параллельно чинить машины знакомым за денюшку.

И даже можно неплохо жить. Неплохо, конечно, по меркам России. Но уже тогда, у меня возникал вопрос. Почему японский, американский, английский или немецкий инженера работают на одной работе. По выходным пьют пиво не думают где подзаработать и при этом выплачивают квартиру, имеют машину и отдыхают за границей. Им не надо тащить с работы медный кабель, дабы продать его и срубить на этом деле пару штук. Не надо бегать по студентам, будучи лектором, дабы подзаработать денюшку. Нам ведь не нужны миллионы. Нам нужна спокойная достойная жизнь и работа со смыслом.

Уже тогда, я стал задавать себе вопрос. Если у нас такое классное техническое образование, а я в это реально верил, то почему у нас такое гавно на дорогах. Почему ресурс Тоета Королла 1987 года выпуска подходил под 500,000 километров, а ресурс ВАЗ, ИЖ и Москвич не дотягивал и до 150,000 км. А во многих случаях не дотягивал и до 80,000 км. И, что сцуко характерно, все ярые патриоты ездили на импортном масле. Они лили даже корейское масло ZIC, но только не родное отечественное. Один раз я купил масло Уфалюб от уфимского недоразумения. Когда оно при минус 5 превратилось в кисель, я завязал с русскими маслами. Так вот, если все так хорошо было, как нам говорили, то почему нас учили на двигателях 50-х годов. Вы знаете, на каком двигатели мы делали лабораторки? Двигатель В2 танка Т-34. Вот на нем мы проводили кинематические лабораторки. А это были 1997-2002 года. А двигатели, которые работали, были все с конца 60-х годов. А ведь мы должны были быть инженерами. Но все знали, зачем вкладывать бабло в матбазу, когда никто не будет работать по специальности. уже тогда у меня были вопросы, хотя я многое не знал. А сейчас, когда я сравниваю уровень разработок, подготовки, преподавания и технического оснащения, это даже не смешно. Последний раз я был в 2009-м в России и заходил на кафедру. Был на лекциях и посещал лаборатории. Ничего не изменилось. Конечно, люди, которые работают там не виноваты. А кто виноват? Когда я смотрел на японские машины, американские, на самолеты Боинга и Арбаса, я четко осознавал, что хочу работать на компании, которые делают такие вещи. Все это и подтолкнуло меня к решению об отъезде.

А теперь я думаю, а вот если бы не получилось так. Если бы я не уехал. То, с вероятностью 99.9% я бы работал сейчас на кафедре, садил дачу у меня бы была машина 10-ти летней давности и, что самое главное. Я не знал бы, что я потерял и как живут другие люди. Может быть я даже бы женился и у меня были бы дети. Жил бы я, как 99.9% обычных российских семей. По вечерам ругал бы правительство, жаловался бы на тупых студентов и думал где бы зашибить очередную копейку. Я бы не знал английский и иврит и у меня бы не было друзей со всех концов мира. Но, самое страшное, я бы делал работу, которая никому не нужна. Читал бы лекции по книжкам, которые писали в 50-х. Знал, что 99% студентов косят от армии и пришли на нашу специальность из-за самой низкой оплаты обучения. Несколько лет назад, наша кафедра закрыла специальность СЭУ- Судовые Энергетические Установки. Никто не хотел учиться на инженеров-механиков судовых дизелей. Дальдизель, который делал эти дизеля, умер, и альтернативы для таких людей просто не осталось. Зато на западе такие люди нужны. http://en.wikipedia.org/wiki/Category:Marine_engine_manufacturers И эти люди зарабатывают очень даже не плохо. А главное, эти любят свою специальность.

Так вот, ответ на главный вопрос. Зачем мы уезжали. Мой ответ таков. Мы уезжали не за колбасой, а за возможностями. Мы уезжали потому, что были другие люди и страны, где мы были нужны. Я не хотел торговать запчастями и маслами. Я не вижу ничего плохого в торговле. Но лично для меня это было не приемлемо. Я хотел создавать то, что любил. Именно это подвигло меня на переезд. Мне понадобилось 7 лет, чтобы снова получить возможность работать с двигателями. Пришлось и туалеты помыть, не скрою. Но в итоге, оно того стоило.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Дамы! Всем здравствуйте, пробую переползти наконец из перинатала к вам, дочери скоро месяц. Вопрос несерьезный для начала. Вы используете слинг на улице осенью/зимой? Можно ли это делать без специальной куртки? Я такую купила на осень, но что-то выглядит конструкция я+ребенок очень страшн ...
Рассказывала как-то про семейную новогоднюю традицию — посещение детьми Кремлевской елки. Так сложилось, что собралась целая коллекция праздничных упаковок от подарков с «Главной ...
Летом хорошо, а если ещё и музычка в тему — то вдвойне хорошо. А ещё летом хорошо отдохнуть и поднять настроение. ...
...
  Поскольку журнал  irek-murtazin  заблокирован, обосновался пока здесь   мой новый телефон 8 951-892-97-2пять ...