Различия между мужчинами и женщинами – это социализация, а не генетика
sadcrixivan — 16.08.2010 Оригинал статьи находится здесь.Это главная тема бесконечного числа журнальных и газетных статей. В них утверждается, что различия в способностях у мужчин и женщин – начиная от чтения карт и одновременного выполнения задач и заканчивая парковкой и выражением эмоций – связаны с врожденными особенностями мозга, которые остаются неизменными всю жизнь. Нам внушают, что мужчины инстинктивно предпочитают голубой цвет и плохо переносят боль, в то время как женщины хуже понимают шутки, но от рождения обладают большими запасами сочувствия. Ключевые эволюционные отличия разделяют интеллекты мужчин и женщин, и истоки этого восходят к генам охотников и собирателей, которые программируют наш мозг.
Вера в это стала практически повсеместной, во многом благодаря популярным бестселлерам вроде книги Джона Грея «Мужчины с Марса, женщины с Венеры», в которых подчеркиваются врожденные различия между разумом мужчины и женщины. Однако все больше ученых бросают вызов этой псевдонауке – «нейросексизму», как они ее называют. Также ученых беспокоят возможные последствия таких убеждений. Эти исследователи утверждают, что когда родителям говорят, что у мальчиков мало шансов хорошо развить вербальные навыки, а у девочек нет способностей к математике, то это создает серьезные и необоснованные препятствия для адекватного образования детей.
В реальности не существует никаких значимых нейрологических различий между полами, утверждает Корделия Файн в своей новой книге «Галлюцинации гендера», которая будет опубликована в следующем месяце. У мужчин и женщин могут быть незначительные мозговые различия, добавляет Файн, исследовательница из Университета Мельбурна, но эти различия изменчивы, и они не являются врожденными. «Они гибкие, изменчивые и поддающиеся изменениям», - говорит она.
Говоря кратко, наш интеллект – это не пленник наших генов или нашего гендера, а тот, кто утверждает обратное, просто пытается прикрыть свои архаичные стереотипы внешним лоском научных терминов. Такого же мнения придерживается Лиза Элиот, профессор медицинской школы Чикаго. «Все больше доказательств того, что идеи о врожденных различиях между мозгом мужчин и женщин просто неверны», - говорит она.
«Да, между полами существуют базовые поведенческие различия, но мы должны отметить, что эти различия увеличиваются с возрастом, потому что интеллектуальные особенности детей преувеличиваются и усиливаются нашей гендеризированной культурой. Дети не наследуют интеллектуальные различия. Они учатся им. Эти различия являются результатом наших ожиданий в отношении мальчиков и девочек».
Таким образом, у мальчиков развиваются более хорошие пространственные способности не из-за их врожденного превосходства, а потому что от них ожидают и поощряют успехи в спорте, что требует навыков бросания и ловли предметов. Точно также ожидания, что девочки будут более эмоциональными и разговорчивыми, приводят к тому, что родители и учителя поощряют развитие их вербальных навыков.
Последний пример насчет вербальных навыков особенно показателен, утверждают нейропсихологии. Девочки действительно начинают говорить раньше мальчиков, в среднем на месяц раньше, и именно этот факт был радостно воспринят сторонниками интеллектуальных различий типа «Мужчин с Марса, женщин с Венеры».
Тем не менее, эта разница – лишь незначительное отличие по сравнению с огромными индивидуальными различиями между отдельными людьми, независимо от их пола, говорит Роберт Пломин, профессор Института психиатрии Лондона. Проведенное им исследование показало, что всего лишь 3% вариаций в вербальном развитии маленьких детей связаны с их гендером.
«Если вы нарисуете карту распределения показателей вербальных навыков у мальчиков и девочек, то вы получите два графика, которые так сильно пересекаются, что вам понадобится очень острый карандаш, чтобы выделить отличие между ними. Несмотря на это люди игнорируют огромное сходство мальчиков и девочек, вместо этого они дико преувеличивают различия между ними. Меня это просто бесит», - говорит Пломин.
Элиот поддерживает эту точку зрения. «Да, мальчик и девочки, мужчины и женщины отличаются друг от друга, - говорит она в своей недавней статье в журнале New Scientist. – Однако большинство этих различий намного меньше, чем предполагают стереотипы “Мужчин с Марса, женщин с Венеры”».
«Ни способность к рассуждениям, ни речь, ни работа с компьютером, ни расстановка акцентов, ни навигация, никакие другие когнитивные различия не являются раз и навсегда зафиксированными в генетической архитектуре нашего мозга. Все подобные навыки являются выученными и нейропластичность – модификации нейронов и их связей в ответ на наш опыт – каждый раз превышает врожденные особенности».
Сейчас в моде подчеркивание врожденных интеллектуальных различий между полами. Во многом, это реакция на акцент психологов на важности окружения в развитии навыков и личности в 1970-х и 1980-х годах, говорит Элиот. Это привело к реакции против воспитания как принципиального фактора в развитии человеческих характеристик и к преувеличению влияния генов и врожденных способностей.
Элиот добавляет, что подобные взгляды популярны, потому что они позволяют сохранять существующее положение вещей. «Нам говорят, что мы не можем улучшить наш потенциал, поскольку он является врожденным. Это не так. Мальчики могут развить сильные лингвистические навыки, а девочки могут приобрести развитые пространственные навыки».
Другими словами, женщины могут научиться хорошо читать по карте, вопреки утверждениям, что их врожденная нехватка пространственных навыков делает такие усилия бессмысленными. В то же время мужчины могут научиться быть чуткими и сочувствовать другим, и им совсем не нужно быть такими изолированными как Ник Маршалл, персонаж Мела Гибсона – эмоционально недоразвитый мужчина из фильма «Чего хотят женщины». Этот герой – классический стереотип бесчувственного мужчины, который пропагандируется сторонниками школы врожденных интеллектуальных различий.
Это же подчеркивает и Файн. «Многие утверждения исследователей о том, что им удалось обнаружить различия между мозгом мужчин и женщин, являются ложными. Они основаны на тестах, проведенных среди очень маленького количества людей. Очень часто другие ученые не получают таких же результатов, когда повторяют подобное исследование. Тем не менее, подобные результаты широко тиражируются в СМИ, а учителя и другие люди принимают их за доказательства различий между мальчиками и девочками».
«В отношении очень важных проблем делаются самые нелепые выводы. В наше время сексизм выдается за нейропсихологию и влияет на обучение детей», - подчеркивает она.
Так должны ли мы отказаться от поиска «настоящих» различий между полами, отбросив «пагубную розовофикацию маленьких девочек», о которой говорят некоторые ученые? Да, должны, настаивает Элиот. «Лишь немногое из того, что мы делаем с нашим мозгом, действительно является врожденным. Каждый навык, атрибут или черта личности формируется нашим опытом».