«Разговор»


С Игорем Кравцовым я училась в одном классе в художественной школе, а потом в параллельных группах в училище. Оренбургское художественное училище (теперь Оренбургский областной художественный колледж), выпустило немало хороших художников, но Игоря, думается, стоит отметить отдельно. Член Санкт-Петербургского Союза художников, доцент кафедры живописи и композиции Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина. Многочисленные выставки как в России, так и за рубежом. Работы художника хранятся в коллекции Русского музея, музее Академии художеств, а также в галереях в частных коллекциях по всему миру. И к тому же активная преподавательская деятельность в академии Санкт-Петербурга. Игорь Михайлович воспитал множество талантливых художников. Честно, не многие смогли достичь таких высот. Но... Игоря не стало 13 ноября 2010 года. Сердце устало... Ему было всего 46 лет. Вот поэтому мне и было так трудно писать...

Фото из открытых источников
Не могу сказать, что я поклонница стиля живописи Игоря, но с тем, что он был очень талантлив и колоссально трудолюбив - не поспоришь. Его называют даже одним из титанов эпохи. И это очень правильно. Искусство Игоря - это действительно разговор со зрителем о вечных темах и понятиях. В каждой картине. Возможно, понимаешь это не сразу, но стоит только присмотреться, постоять у картины, подумать и открывается такая глубина, что становится страшно... Проверено на себе. Итак, предлагаю немного прогуляться по выставке, посмотреть несколько работ, заглянуть, так сказать, в зазеркалье и совершить короткое путешествие в прошлое на машине времени.
На выставке я плакала. Чуть-чуть, но плакала... Очень больно и обидно было за этого красивого, талантливого и интересного человека. Ну и вспомнились школьные годы в художке, годы студенчества. Эх, юность-молодость!.. Ну да ладно. Думаю, много я говорить о выставке не буду. Уже достаточно того, что сказала, но вот об этой работе хочется сказать отдельно. Картина называется «Беда» и написана она за три дня до смерти художника. Изначально на холсте была изображена дача мастера с его близкими друзьями и домашними животными, но не закончив работу, Игорь перекрасил ее в черные тона. Вот что рассказала жена художника Альбина Кравцова: «Утром, увидев полностью закрашенный холст, я говорю, что это такое, он говорит: - Это беда. - Почему беда? Мне так жалко, того, что было там под этой бедой. Я говорю: - Почему? Может быть это свет с неба падает? Он безапелляционно сказал: - Нет, беда! Потом вот так получилось, что прошло два дня и все… и он умер».

А теперь просто посмотрите картины Игоря. Совсем немножко, то что я сфотографировала на выставке. Много снимать не хотелось - не то настроение было. Ходила, смотрела, рассматривала детали, вспоминала, разговаривала про себя... Не буду показывать здесь полотна, посвящённые войне, хотя это и была главная тема художника Кравцова - война и труд. Пусть здесь будут только мирные, бытовые работы. Если хотите взглянуть картины на военную тематику - в Интернете их много.

«Натюрморт с корзиной», 1995 год

«Чёрный пейзаж», 1993 год


Эскиз к картине «Знамение»

«Портрет дочери», 1995 год и «Вовка-дурачок (Мальчик с собачкой)», 1993 год

«Натюрморт с рогожей (Мышка)», 1996 год
Дальше немножко залов и зрителей. Обратила внимание на то, что люди подолгу стояли у картин - рассматривали. Возможно, так же как и я, разговариливали про себя с художником. Те кто были вдвоём-втроём шёпотом обсуждали сюжет и детали.



Люблю такие фотографии делать - где видна работа кисти художника. Для меня было открытие, что Игорь применял в своих картинах монотипию - листья.



«Собаки», 2003 год
А это зазеркалье. Не смогла устоять перед этой мистикой. Мне всё время казалось, что там, в отражённом мире, среди картин мелькнёт фигура Игоря. Такого, каким помню его я...




Вдруг кому интересно - основные даты жизни и творчества художника.

А это небольшое путешествие в прошлое. Искала фотографии с Игорем, нашла совсем мало. Мы с подругой фотографировали в художке очень много, но за годы потерялась большая часть фотографий. Да и Игорь никогда особенно не принимал участия в наших забавах, поэтому в кадр попадал нечасто. Я мало что помню, но то, что он был очень серьёзным, вдумчивым и трудолюбивым уже в школе, помню хорошо. Однако и улыбался много - светло, обаятельно, открыто. А вот последние его фотографии - все, какие я нашла в сети - суровые. Словно он чувствовал что-то... И да, фотографий из училища у меня нет. Как я уже сказала, мы учились в параллельных группах - он на живописном отделении, я на оформительском - и практически не пересекались. У каждой группа была своя тусовка.

Игорь стоит справа, с табуреткой. В центре я с Вовкой Ульяновым. Типа, семейное фото в интерьере. Вовки тоже уже давно нет...

История искусств. Игорь слева, третий, если считать снизу.

Игорь справа. А это я, конечно. «Спускалась ты с крутых вершин, несла на голове кувшин»)) В те годы фотографироваться я любила.
Ну вот. Сумбурно, конечно, вышло, но уж как вышло. Очень грустно было ходить по выставке, грустно было всё это писать и вспоминать, так что... Вспомнились слова одного из посетителей выставки - радости нет в работах. И верно - нет радости. Даже в самых светлых полотнах - портретах дочери, картинах с собаками, в натюрмортах. Такой уж он был ходожник Игорь Кравцов... Закончу небольшой цитатой - в ней в нескольких словах сказано всё главное о творчестве Игоря.
«В работах Игоря Кравцова ощутимо его отношение не только к искусству, но и к жизни. Героев его композиций отличает особая пристальность взгляда, сосредоточенность, самоуглублённость. Их преследует, не даёт покоя память о том, что было, о неимоверных испытаниях, выпавших на долю наших отцов и матерей, о не вернувшихся с кровавых полей мальчишках. Он связан с ними неразрывно: связан единой почвой, корневой родовой судьбой. Отсюда автопортретная перенапряжённость интонации, одухотворённая документальность метафор, пластический язык, не допускающий никакой приблизительности. В пространстве холста слышится голос художника, понимавшего творчество как серьёзное, ответственное дело, достойно прошедшего свой жизненный путь».
Из книги Р. Бахтиярова и С. Ершовой «Игорь Кравцов. Воспоминания. Творчество. Биография»
|
</> |