Разбираемся с мифами о религии-2. Еще о креационизме
kroshka-cat — 13.09.2012 Как показывает практика, люди, плохо разбирающиеся в христианстве, полагают, что истинно верующие поголовно все должны являться противниками теории эволюции.Как в данном случае думает типичный атеизмус вульгарис?
1. Наука, де, показала, что человек произошел от обезъяны (на самом деле это не так, но об этом как нить в другой раз).
2. В Библии написано - человек создан по образу и подобию Божьему
3. Вывод - верующий должен с необходимостью признать, что бог выглядит, как обезъяна - это как минимум; не говоря уже о поведении. Таким образом, у верующего есть два пути - либо отвергнуть эволюцию с наукой вместе - что противоречит здравому смыслу - ибо тогда нужно отвергнуть и все научные плоды, включая тырнетик; либо отвергнуть веру.
И если кто-то не отвергает веру, не выбрасывая компьютер в окно при этом - он тупой упертый фанатик, а христианство - зло, что и требовалось доказать.
Человек, таким образом рассуждающий, немедленно становится тем, что он сам лично сильно критикует- тупым узколобым фанатом-буквоедом. Потому что слова - по образу и подобию Божьему - трактует точно также буквально, как это делают обличаемые им тупые фанатики-фундаменталисты. Действительно, именно такого плана граждане в 30-х годах двадцатого века образовали движение "Против эволюции" - и именно из тех соображений, что я привела выше.
Когда я сталкиваюсь с подобного рода рассуждениями, мне сильно хочется, чтобы где нить в окияне-море возник необитаемый остров - и чтоб туда мгновенно перенеслись все буквоеды-фундаменталисты мира - как христианские, так и атеистические. Пусть там друг другу глазья выцарапывают, не мешая жить нормальным людям.
В прошлый раз, говоря о толковании Библии, я ссылалась на официальный свод правил, имеющий в католической церкви силу закона; сейчас - ради разнообразия - пороемся в православной традиции.
Что же православие понимает под словами "по образу и подобию Божьему"?
Сходу хочу разочаровать атеизмусов-вульгарисов.
Людям, размышлявшим в православной традиции - как то не приходило в голову считать у Бога количество рук и ног, оценивать оволосение кожи тела и головы, способность к прямохождению, вычислять расположение большого пальца - и сравнивать потом все это с внешним обликом человека.
Образ Божий трактуется в православном богословии как обладание потенциалом - теми же способностями, что есть у Бога - это разум и свобода воли - а не сиськи шестого размера, не торс шварцнеггера, не симпапушная мордашка и не модная прическа на лобке от рождения. Можно внешне быть хуже обезъяны - но тем не менее, нести в себе Образ Божий - разум и свободную волю.
Подобие определяется как реализация потенциала в актуал - подобным Богу человек становится тогда, когда он способности свои исключительные - разум и свободу воли применяет для достижения идеалов Любви и Добра - ибо Бог есть любовь, и Бог - добр.
Святитель Василий Великий:
..“по образу” я обладаю бытием существа разумного, “по подобию” же я делаюсь, становясь христианином.
Если ты станешь врагом зла, забудешь прошлые обиды и вражду, если будешь любить своих братьев и сочувствовать им, то уподобишься Богу. Если от всего сердца простишь врагу своему, то уподобишься Богу. Если ты относишься к брату, погрешившему против тебя, так же, как Бог относится к тебе, грешнику, то ты своим состраданием к ближнему уподобляешься Богу.
Таким образом, ты обладаешь тем, что “по образу”, будучи (существом) разумным, “по подобию” же становишься, стяжевая благость.
Святой Григорий Нисский:
В самом моем сотворении я получил — по образу, а по произволению бываю — по подобию… Одно дано, а другое оставлено недовершенным, дабы ты, усовершив сам себя, соделался достойным мздовоздания от Бога.
Как же мы делаемся — по подобию?Через Евангелие. Что есть Христианство? Уподобление Богу, сколько то возможно для природы человеческой.
Святой Максим Исповедник:
..по образу Божию есть всякое существо разумное, по подобию же — одни добрые и мудрые
Архимандрит Антоний (Амфитеатров):
Образ и подобие Божие, как главнейшее и высшее совершенство первозданного человека, по изъяснению святых Отцов Церкви, различаются между собой тем, что под образом разумеются свойства и способности души человеческой, дарованные человеку в самом творении и составляющие сущность его духовной природы, каковы:
духовность, как образ совершеннейшей простоты существа Божия;
свобода, как образ бесконечной свободы и независимости Божией;
бессмертие, как образ вечности Божией;
разум, как образ бесконечного ума Божия;
воля, способная любить добро и быть святою, как образ воли Божией, которая есть высочайшая любовь и святость;
дар слова, как образ Слова Ипостасного.
Подобием же Божиим означается состояние сих, дарованных человеку в творении, способностей и сил — богоподобное и всецело направленное к Богу, это: правота ума, непорочность и святость воли, чистота сердца, и прочие добродетели и совершенства нравственные..
Митрополит Макарий (Булгаков):
Есть ли различие между образом и подобием Божиим в человеке, или нет? Наибольшая часть Отцов и учителей Церкви отвечали, что есть, и говорили, что образ Божий находится в самой природе нашей души, в ее разуме, в ее свободе; а подобие — в надлежащем развитии и усовершенствовании этих сил человеком, частнее — в совершенствовании его разума и свободной воли, или того и другого вместе, в добродетели и святости, в стяжании даров Святого Духа.
Следовательно, образ Божий получаем мы от Бога вместе с бытием, а подобие должны приобретать сами, получивши к тому от Бога только возможность
____
Цитаты можно продолжать бесконечно - и я уже устала. Я думаю, что уже из вышеперечисленного понятно, что буквоеды-атеизмусы обсираются совершенно недвусмысленно, когда пытаются приравнять человека к обезъяне посредством "науки".
Поскольку циничная наука до сих пор считает, что разум и свобода воли - присущи только хомо сапиенсу. И от обезъяны данных качеств человек в наследство получить никак не мог. А насчет работы над собой и усовершенствования морально-нравственного в применении к обезъяне или любому другому животному - я вообще молчу.