Райская скамеечка
ototo — 10.07.2012
Семен Кваша,
специально для «Oтото»
![Райская скамеечка](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/a/a9/%D0%98%D0%B7%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A2%D0%BE%D1%80%D1%8B.jpg)
После смерти мужа хорошая жена
в раю будет подставочкой для его ног, когда он, сидя
за столом, будет изучать Тору в компании других бородатых
мудрецов. Эту идишскую легенду в свое время достаточно
иронично описал Шолом-Алейхем, но она реально
существовала и, судя по всему, бытует до сих пор.
Как и ситуация, которая эту легенду иллюстрирует.
Выглядит это так. Муж сидит и читает Тору, пишет
комментарии к комментариям к комментариям к Талмуду.
Жена его рожает детей, кормит их и мужа, держит лавку или
работает, ведет дом, готовит еду в дровяной печи, стирает
в корыте, все, как полагается. Кроме того, она должна
заработать деньги на то, чтобы издать за свой счет
мужнину писанину. В начале двадцатого века это была вполне
распространенная ситуация, комментариев этих, во всяком
случае, издавалось много. Москва очень светский город,
из которого уехали все алии давным давно, найти в нем
религиозного еврея — надо еще постараться. Ну или просто
в моем окружении их нет, одни светские полукровки
инженерской веры. Поэтому мне как-то казалось, что эта история про
еврейскую аскезу, маленький частный монастырь с женой
и детьми, остался в прошлом.
Оказалось — нет.
Старый университетский друг, писавший на юридическом
курсовую по русскому року (других подробностей не сообщу,
потому что мир тесен, а злословие — самый страшный для
еврея грех, не считая секса с шиксой), решил стать
раввином и начал учиться в ешиве. Не знаю, что было
причиной, а что следствием, но он женился
на красавице из династической раввинской семьи, родил
с ней двух (на момент последней встречи, религиозные
не предохраняются, так что возможно там уже их больше)
детей.
Он учит Тору, источников дохода у него, разумеется, нет
(в Центральной России не так много общин, которые
в состоянии содержать раввина,
да и в дореволюционной России их был заметный
переизбыток, если верить классикам, Зингеру, Шолом-Алейхему
и прочим), и они живут в основном
на те деньги, которые зарабатывает его жена.
У которой, напомним, по крайней мере, двое детей. Она
почти каждый день ездит в Москву работать — пара часов
в один конец, право какие мелочи. В основном —
потому что все-таки моего приятеля хватает на то, чтобы время
от времени хватать там и тут кое-какую халтурку,
но это случается иногда: его прежние занятия для начинающего
раввина греховны в своей бессмысленности, а кроме того,
изучение Торы, древнееврейского и всех тонкостей Закона
отнимают почти все его время, как полагается.
Сказать, что меня это поразило — ничего не сказать.
Это показалось мне огромной дикостью, и кажется
до сих пор. Но мне многое кажется дикостью —
православные игуменьи, которые благословляют в монашки
пятнадцатилетних девчонок, не знающих мира,
и те на всю жизнь становятся Христовыми невестами,
кажутся мне ничуть не менее дикими, чем тридцатилетние
взрослые мужчины, которые посвящают себя Б-гу и садятся
на шею своим женам. Пятнадцатилетние монашки, кстати, тоже
дикость.
Множественное число в этой истории — потому что
я знаю два таких случая. Вторая — один посредственный
скрипач решил стать раввином, а содержать его решила
жена — новообращенная шикса, принявшая гиюр. Эту историю
я знаю хуже, но она тоже была. Человек, впрочем,
по слухам, быстро сдался и все-таки сел
в оркестровую яму, но посредственных скрипачей еще больше чем
раввинов, ему остается только пожелать удачи.
Если вычесть из этой истории одну лишнюю переменную,
останется мятущийся мужчина, к тридцати не успевший найти
себя и не усвоивший главную мужскую роль — пастуха,
ответственного за все и вся. И женщина, которая
любит его без памяти и готовая за ним куда угодно —
хоть в Сибирь, хоть в рай скамеечкой. Но переменную
эту вычесть нельзя, потому что это Б-г, страшный мстительный
старик, требующий от своих людей все новых жертв.
Я его боюсь и стараюсь держаться от него
подальше, тем более что не хочу после смерти целую вечность
изучать Писание. Но кто ж меня спрашивает.
Но мне хочется спросить присутствующих здесь дам:
вы готовы посвятить жизнь человеку, цель которого —
целую вечность изучать Тору, делать для него все и ничего
не ждать взамен? Быть скамеечкой под ногами своего избранника
и в этой жизни, и в следующей —
радует ли вас эта перспектива?