Расстрельные списки Гугла
dolboeb — 04.09.2011 — Технологии Компания Google знаменита не только тем, что в её лабораториях вызревают одновременно десятки проектов различной степени революционности, но и готовностью прихлопывать эти проекты без малейших сожалений, если они в короткие сроки не оправдывают ожиданий руководства. Год назад я в Стэнфордском университете прослушал кучу лекций о том, что умение закрывать стартапы вовремя — не менее важно, чем умение их запускать. Оглядываясь на собственный жизненный опыт, склонен согласиться с этой оценкой, хотя зачастую мне как пользователю жаль проектов, уходящих с экрана. Как жаль бывает окончившегося сериала или дочитанной книги.Совсем недавно я тут писал о закрытии подразделения Slide, купленного в августе 2010 года за 200 миллионов долларов. Компания занималась разработкой мобильных социальных приложений — Photovine, Pool Party, Disco и далее по списку. Причём Photovine был официально запущен и анонсирован в августе 2011 года, всего за неделю до объявления о том, что создавшее его подразделение закрывается, и все продукты будут выведены из AppStore и из эксплуатации в ближайшие месяцы.
В минувшую пятницу на официальном блоге Гугла появился новый расстрельный список сразу из 10 проектов, закрытие которых случится в ближайшие недели. Чтобы никого не обижать, список обречённых организован в алфавитном порядке. Поэтому не приходится удивляться, что открывает его проект Aardwark — социальная поисковая машина, созданная в 2008 году тремя выходцами из Гугла же. Проект Aardvark — очередной эксперимент в жанре обогащения машинного поиска подсказками от живых людей. Гугл уже несколько раз открывал и закрывал такие проекты (например, Google Answers), но почему-то Aardvark показался ему достойным приобретения. В феврале 2010 года Гугл купил Aardvark за 50 миллионов долларов, а 2 сентября 2011 года объявил, что проект закрывается, но другие эксперименты с социальным поиском продолжатся.
Дальше в списке идут продукты, которыми, вероятно, пользовались в разное время десятки миллионов людей: Google Desktop и Google Pack. Они работали на интеграцию различных решений Гугла в систему Windows. В частности, через Google Pack доставлялись пользователям модуль Google Talk и первые версии Picasa. Сегодня стратегия компании по захвату десктопов поменялась, ключевая роль в ней отведена браузеру Chrome (на базе которого создана даже целая Google Chrome OS, о которой тут вчера много рассказывали читатели). Стив Джобс подставил плечо в этой борьбе Гугла, дав Хрому в OS X Lion полноэкранный режим, позволяющий превратить его в подобие Chrome OS прямо внутри МакОСи, и без эмуляторов. А с обновлением уже установленных на компьютере гуглопрограмм они справляются сами. Так что сворачивание Google Desktop и Google Pack выглядит довольно логичным шагом.
Записная книжка Google Notebook, позволявшая из любого браузера делать заметки по ходу просмотра сайтов, и делиться этими заметками с окружающими, будет ликвидирована в ближайшие месяцы. При этом сохранятся Google Bookmarks, а все данные, которые пользователь хранил в гуглоблокноте, мигрируют на его аккаунт в Google Docs.
Проект SideWiki, позволявший посетителям любого сайта оставлять о нём комментарии, неподконтрольные владельцу, запущен 23 сентября 2009 года. Точная дата его закрытия не называется, но за предстоящие месяцы участники проекта получат возможность выкачать из него свои комментарии. SideWiki является довольно усечённой разновидностью социального сервиса StumbleUpon, запущеного в 2001 году при участии, в частности, одного из ранних инвесторов Гугла. Но StumbleUpon — сервис прежде всего коммерческий, с моделью монетизации, что позволило ему продаться eBay в 2007 году, а двумя годами позже выкупиться оттуда. А SideWiki — это ещё один проект, вроде Aardvark и Открытого каталога, где добровольцам предлагается тратить своё время и усилия на то, чтобы обогатить чужую копилку знаний. В этом сегменте на одну успешную Википедию (финансируемую, опять-таки, Гуглом) приходятся многие сотни и тысячи нежизнеспособных сообществ, потому что для успешного "отрыва от земли" им нужна критическая масса добровольцев, причём не скучающих каких-нибудь домохозяек, а именно экспертов, которые в другом месте за те же свои знания получают деньги.
Самая знаменитая неудача Гугла на этом поприще — Knol, проприетарный конкурент Википедии, запущенный в июле 2008 года. Причину, по которой он до сих пор не закрыт, стоит, вероятно, спросить у Уди Манбера. Вице-президент Гугла, отвечающий за весь поисковый кластер, в своё время инициировал проект Knol и, видимо, не торопится признавать свои ошибки. В любом случае, проект четвёртый год находится в стадии беты, и, думаю, никогда из неё не выйдет.
Ларри Пейдж, в отличие от Манбера, своих ошибок признавать не боится. Поэтому в расстрельном списке можно увидеть созданную по его инициативе листалку Fast Flip, официальную страницу которой в Google Labs уже грохнули. Это был такой веб-предшественник популярного приложения Flipboard для iPad: эксперимент по новым способам листания и прокрутки контента. Забавно, что Яндекс как раз купил на прошлой неделе другой веб-аналог Flipboard — правда, это не предшественник, а скорее наоборот. Яндекс собирается интегрировать технологии купленного стартапа в свою выдачу. Гугл тоже сообщает, что работы, начатые в проекте Fast Flip, будут продолжены, а наработки — использованы при форматировании выдачи.
Ещё закроют игрушку Google Image Labeler — ума не приложу, кому она мешала, но уверен, что для многих читателей сообщение о её закрытии станет первым известием о том, что она вообще существовала. По gameplay эта игра больше всего напоминает Яндекс.Города: компьютер подбирает тебе случайного партнёра, и ты с ним наперегонки придумываешь ключевые метки к случайно показываемым картинкам из базы изображений Google Images. Чем больше совпало у вас меток — тем больше за них дают очков. В отличие от Яндекс.Городов, играть с роботом в Image Labeler было нельзя.
Другой кандидат на расстрел — гуглосервис Subscribed Links, который исчезнет из поисковой выдачи 15 сентября. Сервис позволял владельцам сайтов создавать "поисковые подписки", которые позволяли бы ему подмешивать свои ссылки и виджеты к основной выдаче поиска Google для его пользователей, которые согласятся подписаться на этот поток. Особенность сервиса состояла в том, что для объяснения принципов его работы требовался довольно длинный семинар. Очевидно, потенциальные пользователи из числа вебмастеров просто не осилили эту школу. А кто осилил — не сумел заставить пользователей подписываться на канал. В общем, как это часто случается с продуктами Гугла, придумалось хорошее инженерное решение, плохо заточенное под нужды живых людей. В результате труд тех немногих энтузиастов, которые обогащали гуглокопилку подписных ссылок, пошёл псу под хвост. Судя по количеству фармацевтических наименований в этой копилке, и не жалко. Пусть спамят в другом месте.
Ещё закрывается сервис фильтрации Google Web Security, настройки которого перекочевали в Хром и другие продукты Гугла. То есть больше Гугл не будет за деньги продавать подписку на доступ к этому прокси-серверу, но существующим подписчикам услуга будет предоставляться и дальше.
Наконец, очень в духе Стива Джобса, решено свернуть поддержку Google Maps API для флэша.При этом обязательства по поддержке флэша для подписчиков Google Maps API Premier остаются в силе. Но всем прочим рекомендовано обратить внимание на Google Maps JavaScript API V3, развитие которого будет продолжено.
Остаётся понадеяться, что пользователи закрываемых проектов уже нашли им альтернативу, а сотрудники смогут применить свои таланты в новых проектах. Потому что стартапы приходят и уходят, а жизнь — продолжается.
|
</> |