Раскопай своих подвалов и шкафов...

Кого-то сунули в колхоз, кого вообще до нитки ограбили и выслали, а они ни в чем и не виноваты были. На протяжении всего романа гадина даже не удосужилась внятно объяснить, кому конкретно от этого будет хорошо. То есть, понятное, дело, от этого будет хорошо, по ее словам, самим же трудящимся, но у вменяемых детей превеликая аллергия на идею "мы тебя растянем и двинем все для твоего же блага, потому как ты сам темный и непонятливый, и мы за тебя лучше знаем, в чем твое благо, так что давай-ка в добровольно-принудительном порядке, а не хочешь в добровольно-принудительном, будешь просто в принудительном". Дополнительных обертонов придает то, что милый авторскому сердцу Нагульнов голосит: Как служишь революции ? Жа-ле-е-шь ? Да я .. тысячи станови зараз дедов, детишков, баб … Да скажи мне, что надо их в распыл … Для революции надо …Я их из пулемета … всех порежу!” - что очень ярко говорит обо всей честной компании. Давыдов там точно такой же, "факт". Чем им плохи кулаки как таковые - неведомо, а нормальному читателю ясно, что ничем не плохи. Над всей этой шарашкой стоят их вертухаи, которые глаза на допросах выбивают. Отношение эти ребята у меня при первом же прочтении вызвали только одно: не люди, а тараканы, давить без пощады.
Противостоят им Островнов и Лятьевский - по всему
видать, нормальные, а стало быть, и геройские люди. Встали за
кругом правое дело. Сцена, призванная выявить всю звериную сущность
сельской буржуазии - уморение голодом родной матери со
стороны Якова Лукича - ничем его для меня не скомпрометировала, а
наоборот - благо "Вересковый мёд" Стивенсона был у меня
настольным, а рассказов партизан о том, как немцы брали в заложники
жен и детей их начальников, и оставалось обрекать их на гибель
своим невыполнением немецких требований, я тоже наслышался. В
"Вересковом меде" человек сына убил просто для того, чтобы
торжество врага (уже победившего) было не таким полным, чтобы не
выгорело его вражеское дело; а Яков Лукич мать убил по
необходимости, чтобы не погубить своих товарищей и
всего своего еще живого дела - так ему это в честь, а ляжет это на
суммарную ответственность той сволочи, которая на них
напала.
Когда весь класс дошел до изучения ПЦ, одна из самых добрых и умных (не политически, а человечески) девочек в классе - класс был 9-й или 8-й - К.А. - сказала, что все может понять, но вот как же это в ссылку кулаков вместе с детьми отправляли, детей-то за что, они же не виноваты. И заслуженная учительница РСФСР Галина Александровна, фамилию не помню, глубоким грудным контральто с чувством и мудростью ответила: "А что же, лучше было бы, если бы детей с родителями разлучили?! В этом и проявилась гуманность Советской власти", - и К.А. не нашлась что ответить и села. Помнится, и значительная часть класса была покорена мудростью и меткостью ответа. .
Да я и сам не думал о том, что на это можно было бы возразить в рамках дискурса, потому что и не ставил перед собой такого вопроса, на вопрос что было бы лучше, я ответ знал и так, в другой постановке вопроса и ответа - а застрелить и прикопать этих деятелей было необходимо, вот и всё оно "лучше".
|
</> |