Раскол

топ 100 блогов pasha_popolam11.12.2023

Интересно, что именно отношение к своим бывшим друзьям ярко характеризует императивы поведения Никона. Когда Иван Неронов, сосланный Никоном, решил примириться с нововведениями, он был немедленно прощен - Никон отнесся к нему великодушно. Его, как видим, интересовало лишь беспрекословное подчинение своей патриаршей власти. Но те, кто, как протопоп Аввакум, не пожелали поступиться своей совестью и склониться перед властью Никона, продолжали оставаться в ссылках. Вот поведение, характерное для человека акматической фазы, стремящегося к идеалу победы: ему не важны доводы или поиски истины в интеллектуальных спорах. Для него важно, чтобы все признали его власть и никто не смел с ним спорить.

Так совершился раскол русского православия: сторонники "древлего благочестия" оказались в оппозиции к официальной политике, а дело церковной реформы было поручено украинцу Епифанию Славинецкому и греку Арсению.

Интересен вопрос: почему Никон оперся не на своих друзей, а на приезжих монахов-украинцев? А главное, почему эту политику Никона поддержали и большинство прихожан, и собор, и царь Алексей? С этнологической точки зрения, ответ очень прост. Сторонники Аввакума отстаивали превосходство местного варианта православия, сложившегося в Северо-Восточной Руси в XIVв., над традицией вселенского (греческого) православия. "Древлее благочестие" могло быть платформой для узкого московского национализма и соответствовало идеалу "Третьего Рима", "светлой Руси". С точки зрения Аввакума, православие украинцев, сербов, греков было неполноценным. Иначе за что же Бог покарал их, отдав под власть иноверцев? Православие Аввакума, таким образом, не могло быть связующей основой суперэтноса как скопления близких, но разных народов. Представители этих народов рассматривались старообрядцами лишь как жертвы заблуждения, нуждавшиеся в переучивании. Разумеется, такая перспектива ни у кого не вызвала бы искренней симпатии и желания объединиться с Москвой. И царь, и патриарх прекрасно понимали сию тонкость. Поэтому, стремясь к росту и расширению своей власти, они ориентировались на вселенское (греческое) православие, по отношению к которому и православие русских, и православие украинцев, и православие сербов были не более чем допустимыми вариациями.

Л. Гумилёв "От Руси к России"

Портрет патриарха Никона с клиром(Д. Вухтерс(?), 1660—1665 годы)
Портрет патриарха Никона с клиром (Д. Вухтерс(?), 1660—1665 годы)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Работаю я так же, как и живу!) Вроде я есть, а вроде меня и нету, но я всегда есть!!))) Везде и во всем!) Поясню. На работу я приезжаю, когда из врачей наших уже никого нет на смене, уезжаю, как правило, когда еще никто не пришел. Но я всегда в курсе всех событий, одна из первых з ...
Просто лежать на песке, слушать шопот прибоя, векама закрытых глаз чувстсовать солнечные лучи, пробивающиеся сквозь листву той березы, что на самом краю, между лесом и пляжем. Просто наслаждаться. Не нужно ни вина, ни шоколада, ни булок. Ни нужно ни музыки, ни красивой одежды. Все так, ...
В пятницу мы получили электронное письмо от организаторов Бизнес-инкубатора АНХ: они сообщили, что ePythia прошла в расширенный пул финалистов конкурса на попадание в инкубатор. Это те самые хорошие новости, о которых говорит наш друг и консультант ...
Вчера люди до посинения спорили о советской и антисоветской Прибалтике. В комментариях была затронута тема тамошней эстрады 1960-1980-х годов. Одним она нравилась, другим - нет, это - вопрос вкуса. Захотелось вспомнить их исполнителей. Вот, например, эстонка Heli Lääts с очень красивой пе ...
...