Раскол

топ 100 блогов pasha_popolam11.12.2023

Интересно, что именно отношение к своим бывшим друзьям ярко характеризует императивы поведения Никона. Когда Иван Неронов, сосланный Никоном, решил примириться с нововведениями, он был немедленно прощен - Никон отнесся к нему великодушно. Его, как видим, интересовало лишь беспрекословное подчинение своей патриаршей власти. Но те, кто, как протопоп Аввакум, не пожелали поступиться своей совестью и склониться перед властью Никона, продолжали оставаться в ссылках. Вот поведение, характерное для человека акматической фазы, стремящегося к идеалу победы: ему не важны доводы или поиски истины в интеллектуальных спорах. Для него важно, чтобы все признали его власть и никто не смел с ним спорить.

Так совершился раскол русского православия: сторонники "древлего благочестия" оказались в оппозиции к официальной политике, а дело церковной реформы было поручено украинцу Епифанию Славинецкому и греку Арсению.

Интересен вопрос: почему Никон оперся не на своих друзей, а на приезжих монахов-украинцев? А главное, почему эту политику Никона поддержали и большинство прихожан, и собор, и царь Алексей? С этнологической точки зрения, ответ очень прост. Сторонники Аввакума отстаивали превосходство местного варианта православия, сложившегося в Северо-Восточной Руси в XIVв., над традицией вселенского (греческого) православия. "Древлее благочестие" могло быть платформой для узкого московского национализма и соответствовало идеалу "Третьего Рима", "светлой Руси". С точки зрения Аввакума, православие украинцев, сербов, греков было неполноценным. Иначе за что же Бог покарал их, отдав под власть иноверцев? Православие Аввакума, таким образом, не могло быть связующей основой суперэтноса как скопления близких, но разных народов. Представители этих народов рассматривались старообрядцами лишь как жертвы заблуждения, нуждавшиеся в переучивании. Разумеется, такая перспектива ни у кого не вызвала бы искренней симпатии и желания объединиться с Москвой. И царь, и патриарх прекрасно понимали сию тонкость. Поэтому, стремясь к росту и расширению своей власти, они ориентировались на вселенское (греческое) православие, по отношению к которому и православие русских, и православие украинцев, и православие сербов были не более чем допустимыми вариациями.

Л. Гумилёв "От Руси к России"

Портрет патриарха Никона с клиром(Д. Вухтерс(?), 1660—1665 годы)
Портрет патриарха Никона с клиром (Д. Вухтерс(?), 1660—1665 годы)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Те, у кого до сих пор нет дебетовой карты Альфабанка, сейчас могут заказать её по специальной ссылке и получить в подарок универсальный сертификат на 500 рублей, 1000 рублей после трат на такую же сумму и 1000 рублей при оплате в категории "Дом и ремонт" на 2000 руб с 3 по 5 июля. А ещё ...
Добрый день! Меня зовут Аби, мне почти 50 лет, я живу в Москве. Сегодня я хочу рассказать вам об одном замечательном дне, прожитом мной с мужем в Турции, 9 октября (и частично 10-е). 1 Посёлок Турунч, что под Мармарисом. 9 октября. Но, конечно, просыпаясь, первым я вижу не это))) 2 ...
Тут громадські активісти б’ють на сполох, що їх не інформують про стан мобілізації і розгортання військ. Про те, скільки і яких спеціалістів поставили під ружжо, типи розгорнутих озброєнь і т.д., і т.п. Мовляв, якщо МО про це не звітує перед громадськістю, значить, у нас нема кому і чим ...
...
Вчера, в комментариях, у меня с одним из френдов завязался спор. Он утверждает, что Захаровские "12 стульев" это ремейк "12 стульев" Гайдая. Я вообще считаю, что другая экранизация литературного произведения не является ремейком. За исключением случаев, когда режиссёр нового фильма не ...