Раскаленный хаос


Питер Брук, размышляя об Арто, указывает на свой выдающийся фильм «Повелитель мух» (1963). Повесть Уильяма Голдинга - результат разочарований XX века в человеке, в его разумности, добросердечии и рациональном устройстве. Рациональный XVIII век выдвинул концепцию Робинзона Крузо - триумфа частной инициативы, рассудка и воли просвещенного гражданина, который способен обустроить и наладить свой уютный мир, даже когда все обнулилось. Он строит цивилизацию с нуля, потому что знает, что цивилизация - это условие его существования. С тех пор вера в разум угасла, в цивилизации усмотрен колониализм, а в «Повелителе мух» мы видим внушаемое стадное человечество, которое склонно подчиняться не законам рационального эгоизма, а законам преступной толпы по Сципиону Сигеле и Гюставу Лебону. Может, если бы после авиакатастрофы остался один мальчик, то он поступил бы как Крузо, но выжила толпа, которой нужно постоянно находить жертву. Более того Голдинг показывает, как, лишившись цивилизации, попав, казалось бы, в рай земной, подростки «вспоминают» об архаике, языческих культах - так как более всего бессознательная коллективная воля позволяет обслужить деструктивные инстинкты. Расчеловечивание происходит изумительно быстро. Как у Ницше, «культура - это тонкая яблочная кожура над раскаленным хаосом». Ситуация острова выявила в подростке - именно в подростке со школьным унифицирующим опытом - этот раскаленный хаос. Так вот Арто. Питеру Бруку удалось до какой-то степени (в «Марат/Сад», прежде всего) воплотить утопические идеи француза, доказать их ценность на практике. И, вместе с тем, именно Бруку принадлежит мнение, что Арто действует на театр как сумасшедший, который, удерживая нож у твоего горла, разбрасывая слюни, нашептывает свои безумные галлюцинации тебе в ухо. Сюрреализм, психоанализ, юнгианство, которые пробудили Арто, заставили художников более доверять коллективному бессознательному, архаическим инстинктам, нежели разуму. Собственно творчество и оказывается способом выместить, сбросить деструктивные инстинкты, как это бывало в архаических карнавальных хороводных практиках. Но, видимо, Брук тут как раз и восхищается, и опасается одновременно. Арто показал точку доступа к коллективному бессознательному в театре. Но Фрейд неслучайно говорит о том, что лучше с темными энергиями не общаться, они разрушительны. В них есть что-то, с чем можно вести диалог, но архаические инстинкты, оргиастические культы могут подчинить себе человека, как это показывает Голдинг и Брук в своем «Повелителе мух».