Новые смыслы


На лекциях тут обсуждали одну тему: как и почему возникают при
восприятии художественного текста дополнительные, отличные от
авторского смыслы? Почему пробуждается то, что, казалось бы, спало,
не проявлялось во время создания текста? Хотя текст, однажды
созданный, не меняется.
Вот классический пример. Речь Достоевского о Пушкине (1880),
которая, как известно, произвела шумный, почти мистический эффект,
братание, солидарность в среде слушавших ее. Как Достоевский спустя
чуть более полувека трактует пушкинских "Цыган"? Для него Алеко -
это социалист, бес, это родственник Петра Верховенского и Николая
Ставрогина. Убийственный пушкинский диагноз "Ты для себя лишь
хочешь воли" разворачивается как диагноз коммунистической утопии,
которую Достоевский проклинает. Пушкин, понятное дело, ни сном ни
духом про социализм, для него Алеко - способ расправиться с былым
романтическим героем, постановка потолка, предела для вольности
романтического одиночки. Достоевский прибавляет: Татьяна точно так
же и в том же разоблачает Онегина: "уж не пародия ли он". Онегин и
Алеко - пародия на романтического героя, который больше не
удовлетворяет повзрослевшего поэта, и тот дает Татьяне похоронить
свой юношеский идеал.
Но для Достоевского при чтении актуализуется совершенно иной
современный смысл. Он читает старое и вычитывает новое, болезненное
для себя и для своего века. И этот процесс неостановим, спонтанен и
не поддается рационализации: невозможно заставить прочесть текст
про что-то однозначно определенное и забыть про новые смыслы,
развидить их. Возникает мост через времена, эпохи склеиваются.
Новая трактовка продолжает старые и является неотъемлемым условием
для жизни текста в будущем.