Раньше власть на местах была, потом пришел Путин и всех нагнул

Местное самоуправление было еще одним самостоятельным уровнем власти, который не зависел ни от центра, ни от регионов, рассказывает бывший вице-премьер РФ, мэр Самары в 1992–1997 Олег Сысуев: «Я, будучи мэром, вел самостоятельные переговоры с Мировым банком о кредите без участия региональных властей. Я вообще не задумывался об этом — понимал, что никакого труда не составит в конце всех переговоров получить поручительство. Город в результате получил больше двухсот автобусов Mercedes, правда, кредит был рассчитан на 15 лет, и после моего ухода город тяжело с ним рассчитывался»,— говорит Олег Сысуев.
В 1996 году губернатор Нижегородской области Борис Немцов собрал и передал Борису Ельцину миллион подписей против войны в Чечне. Как вспоминал Немцов, при встрече Ельцин спросил у него: «Это подписи за меня или против?» На что Немцов ответил: «Это зависит от ваших действий. Остановите войну в Чечне — значит за вас, нет — значит против». В 1998 году из-за прекращения Минфином перечисления в Калмыкию трансфертных платежей глава республики Кирсан Илюмжинов пригрозил, что субъект «может стать ассоциированным членом РФ или вообще выйти из ее состава». Сбор подписей наперекор верховному главнокомандующему не помешал Немцову впоследствии стать первым вице-премьером, а сепаратистские заявления Илюмжинова — оставаться во главе республики до 2010 года.
«Тогда и подумать никто не мог, что к губернаторам или мэрам можно применить нынешние методы силового давления»,— говорит Олег Сысуев. Конечно, не все нравилось федеральному центру, признает Аббас Галлямов, но в основном конфликты разрешались переговорами: «Были постоянные звонки, приезжали переговорщики, встречались, ругались, торговались. Весь политический процесс девяностых состоял из этого».
потом пришел Путин и всех нагнул
Централизация шла по всем фронтам. Был создан институт федеральных округов: между губернаторами и центром появились чиновники, подчиняющиеся напрямую главе государства. Региональные ФСБ, МВД, прокуратура, подконтрольные главам регионов, переориентировались на лояльность федеральному центру. «Путин стал убирать лояльных главам регионов силовиков и присылать в регионы новых с установкой конфликтовать с губернаторами, выбиваться из-под их контроля. Каждый глава окружной прокуратуры получил статус заместителя генпрокурора,— говорит Аббас Галлямов.— То же самое было с судами: председателя верховного суда Башкирии вывели из-под контроля Рахимова в 2002 году». Постепенно обычной стала ситуация, когда «губернаторы узнают о задержании своих заместителей, зайдя утром в соцсети», добавляет Константин Калачев.
https://www.kommersant.ru/doc/3585452
|
</> |