«Раньше было лучше» — какие детали мы потеряли?

топ 100 блогов gre4ark03.03.2020
«Раньше было лучше» — какие детали мы потеряли?

В интернете много подборок старых фотографий уничтоженных улиц и районов Москвы, конкурировать с ними я не хочу. Тем более что город — это не только здания, есть огромное количество деталей!

Сегодня предлагаю прогуляться по старым фотографиям города и посмотреть, какие уникальные, красивые или просто приятные вещи мы потеряли.

Начнём с чего-нибудь простого и приятного — трамвая! За сто лет Москва лишилась огромной части трамвайной сети. Процесс чем-то напоминает уничтожение троллейбуса сегодня: просто мэру не нравится один вид транспорта, поэтому придумывают всякие причины для его уничтожения. Если сегодня в центре города ходят только автобусы, то раньше по этим же улицам ходили трамваи. Судя по всему, на фото момент поломки контактной сети, к слову:

Пересечении Неглинной и Театрального проезда, 1925
Пересечении Неглинной и Театрального проезда, 1925


Обратите внимание на порядок и... трамвайные платформы — уже тогда понимали их важность.

Ильинский сквер, 1933 – 1935
Ильинский сквер, 1933 – 1935


Вот это моя любимая с недавних пор: трамвайная платформа прямо у лестниц на платформы Белорусского вокзала. Сегодня нет ни трамвая, ни платформы, ни лестниц, ни троллейбуса.

1938 год
1938 год


На самих платформах умели доводить козырёк до конца платформы и направлять воду от путей. Итог: можно сесть сухим в вагон, а вода не капает на край перрона (актуально при переходе температуры через ноль).

Виндавский вокзал, 1901 – 1902
Виндавский вокзал, 1901 – 1902


Сравнивать старые опоры трамвая с текущими трубами можно даже не пытаться — раньше явно умели в утилитарные детали куда лучше.

1-я Мещанская улица, 1912-1914
1-я Мещанская улица, 1912-1914


Другой вариант:

Чистопрудный бульвар, 1939
Чистопрудный бульвар, 1939


Хорошо видно, что фонари и столбы были неотъемлемым элементом улицы, всё было в одном стиле:

1-я Тверская-Ямская улица, 1911
1-я Тверская-Ямская улица, 1911


Интересная лампа о предупреждении трамвая, плюс вертушки, чтобы извозчики не смогли проехать через бульвар. К слову, проблема видимости пешеходов водителями трамвая актуальна по сей день.

Чистопрудный бульвар, 1927
Чистопрудный бульвар, 1927


В мире асфальт начали применять вовсе не для удобства машин, а для упрощения уборки улиц. В Москве же из асфальта делали проходы для людей в первую очередь:

На Лубянской площади, 1925
На Лубянской площади, 1925


Но с безбарьерной средой проблемы были уже тогда — ровный переход с ровным тротуаром и большим бордюром между ними.

Ильинские ворота, 1895 – 1900
Ильинские ворота, 1895 – 1900


Двухэтажные троллейбусы ходили по улицам Москвы не очень долго:

Ярославское шоссе, 1939
Ярославское шоссе, 1939


Островки безопасности на улицах Москвы были задолго до Ликсутова и Собянина. Другое дело, что варварство в какой-то момент победило, их убрали, а теперь с трудом возвращают обратно на улицы для повышения безопасности.

Проспект Мира, 1982
Проспект Мира, 1982


Широкие наземные переходы с пунктирным выделением тоже в числе пропавших:

Угол Тверской улицы и Охотного ряда, 1950-1956
Угол Тверской улицы и Охотного ряда, 1950-1956


Я так понимаю, пунктир — или краска, или катафоты. На этой фотографии хорошо видно, что на месте пунктиров есть выбитые точки:

Новая Басманная ул, 1975
Новая Басманная ул, 1975


Выше виден светофор, но он уже немного уставший. Раньше были вот такие стиляги. Обратите внимание, что никаких натянутых проводов нет — всё под землёй!

1-й Рощинский проезд, 1959
1-й Рощинский проезд, 1959


Подвесные фонари практически полностью уничтожены в центре:

Чистопрудный бульвар, 1939
Чистопрудный бульвар, 1939


Трансформаторные будки тоже умели оформлять веселее, чем серой краской:

Колонка для двухъ трансформаторовъ. Покровский бульвар у Воронцова поля, 1910-1912
Колонка для двухъ трансформаторовъ. Покровский бульвар у Воронцова поля, 1910-1912


Оказывается, в 1920-х годах в Москве были уличные писсуары, этот в районе Чистых прудов был:

«Раньше было лучше» — какие детали мы потеряли?


Это нынешняя площадь Разгуляй, тогда этот район только начинали «осваивать». Здесь хорошо видно типовое благоустройство: трамвай, строгие ряды деревьев, фонари, ровная дорожка тротуара и столбики от извозчиков. Также хорошо видна характерная черта дореволюционной Москвы: вывески на фасадах домов.

Площадь Разгуляй и Новая Басманная улица, 1888
Площадь Разгуляй и Новая Басманная улица, 1888


Здесь же хорошо видны желоба на тротуаре от водосточных труб. Плюс, судя по всему, здесь виден переходный период от масляных фонарей к электрическим:

Церковь Иконы Божией Матери Неопалимая Купина в Новой Конюшенной слободе, 1913
Церковь Иконы Божией Матери Неопалимая Купина в Новой Конюшенной слободе, 1913


Деревянные оградки раньше были хитом:

Гинекологическая и акушерская Клиники со двора, 1895
Гинекологическая и акушерская Клиники со двора, 1895


Судя по людям, оградки были весьма высокими:

Покровский плац - Покровского бульвара, 1901
Покровский плац - Покровского бульвара, 1901


Есть ещё много удивительных деталей, которых Москва лишилась за последние 100 лет, но эти мне показались наиболее интересными.

Столешников переулок, 1913
Столешников переулок, 1913


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
уже полмесяца, как младшей дочери исполнилось 12 батмицву праздновали на кораблике засим простительное родителю любование ну, и случайная фотография гордого папаши и неслучайная – вид сморя на хайфский университет – светоч прогрессивной мысли ...
Удивительное предложение обнаружилось на букинистическом сайте Alib.ru http://www.alib.ru/au-tavnmnev/nm-vera_chaplina_chetveronogie_druznmnya/ : Удивительно оно тем, что на обороте титула специально указано, что книга издана для БЕСПЛАТНОГО распространения: Из 100 экземпляр ...
"Вот такой у нас народ. Выпустил видео на широкую аудиторию, и сразу посыпался хейт. Меня стали запугивать, пообещали, что завтра за мной придут, за то, что не говорю на державной. Другие начали спрашивать, зачем я ломаю язык и не говорю на русском, и тоже обзывать меня по-всякому. А ...
Анна Кэтрин Грин (11.11.1846 - 11.04.1935) Первая писательница-детективистка Нового Света, заложившая основы богатой традиции этого жанра в Америке. За полвека литературной деятельности Грин опубликовала около сорока детективных романов и повестей, пользовавшихся у тогдашних ...
1 Летают японцы много, в т.ч внутри страны. Хотя, казалось бы, выигрыш по времени от этого небольшой в сравнении с их скоростными поездами - синкансенами, носящимися из конца в конец страны со скоростью более 300 км/ч. Впрочем, что касательно Нагасаки, то до него синкансены не ходят, ...