Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж

топ 100 блогов gre4ark20.02.2020
Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


Мы уже посмотрели на бохатые подземелья города и его окраины, время перемещаться в сердце Баку. Тем более, судя по увиденному, в него вложили очень много сил и средств совсем недавно. Я не могу сказать, стало лучше или хуже, на этот вопрос смогут ответить только местные жители. Но я точно могу сказать, что местами что-то пошло не так.

Кто тут царь?

Несколько дней назад я вам рассказывал про транспортные приоритеты городов, почему вместо полос для машин делают велодорожки и расширяют тротуары — это большая и осознанная политика с опорой на математику, геометрию и урбанистику. Это весьма долгий процесс, где спешка может наломать много дров, европейские города начали этот процесс полвека назад и до сих пор работают над этим. В восточных же странах часто пытаются пойти по экспресс-маршруту, копируя отдельные решения. Очень похоже, что Баку не стал исключением, иначе объяснить подземный переход с пешеходной улицы на пешеходную через две полосы я не могу.

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


Сами пешеходные улицы центра крайне приятные и живые, но это всегда лишь один из инструментов для более глобальной задачи. Если ваша пешеходная улица в конце или по бокам упирается в улицу-парковку, подземный переход и просто узкий тротуар, то это сигнал об ошибке в планировании.

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


В Баку как раз такой сценарий: вокруг небольшого пешеходного оазиса упаркованные улицы, где даже умудрились впихнуть шлагбаум.

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


... просто улицы-шоссе:

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


... есть большая проблема со связанностью, порою пешеходных переходов нет на расстоянии сотен метров:

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


В общем, если не выходить за пределы нескольких кварталов, то всё хорошо. Вот только город не заканчивается этими кварталами, за их пределом живут люди. Город пытается усидеть на двух стульях, но это физически невозможно. В итоге есть сносная витрина комфортного города, но внутри всё гнилое.

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


Особенно забавляют местные пандусы — их явно делали без понимания цели. Потому что вместо безбарьерной среды получился дорогой набор горок из гранита:

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


Доступная среда — ценность, этим городские власти и жители показывают заботу о самых слабых членах общества. Делая город доступным для маломобильных, мы делаем его удобным абсолютно для всех. Сделать пандус тут не самоцель, а инструмент.

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


Даже если откинуть отсутствие зебр в нужных местах и подземные переходы без лифтов, местные пандусы всё равно не делают город доступным и удобным для маломобильных. Просто сравните местные тротуары с Парижем:

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


... Варшавой:

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


... или даже Москвой:

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


В чём отличие? Отличие в том, что инфраструктуру по умолчанию делают безбарьерной, тут просто не нужен отдельный пандус — никаких ступенек или разрывов по ходу движения. На тротуарах же Баку наверняка немало молодых и здоровых поломали свои носы из-за спотыкания о местные пандусы. Да, оказывается, даже пандусы надо уметь делать!

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


Просто сравните монструозность конструкций и вид заезда во двор выше, а теперь посмотрите на правильный тротуар:

Екатеринбург
Екатеринбург


Но особенно меня позабавил этот кусок тротуара. Светящаяся дуга светофора — популярная в Азии штука, типа так лучше видно светофор и безопаснее. Вы не найдёте подобного в Европе или Штатах по очень простой причине: там умеют делать нормальные перекрёстки без подобных гирлянд. На постсоветском же пространстве нормальных дорожных инженеров сложно найти, улицы закатывают в асфальт по самое не балуй, а потом думают о безопасности. Полоску в асфальте комментировать вообще не хочется — это имитация деятельности, которая имеет ноль отношения к безопасности.

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


Это единственный переход с подсветкой, который я встретил за три дня в городе. Лампы включаются лишь на зелёный пешеходам, то есть толку от них ноль: водителю нужно видеть светофор, а не людей. Именно поэтому подсветку в первую очередь делают на зебрах без светофоров.

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


Но самый шик — велодорожка! Её сделали из гранита, он оказался скользким, но вопрос решили болгаркой. Просто шедеврально!

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


Дорого, современно и как в Европах, но только в границах одного квартала.

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


История и Парыж

Это настоящий Баку:

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


До революции город был богатым, здесь была красивая архитектура. Но её или сносят, или просто запускают.

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


Более старые районы центра скромнее, но крайне аутентичные:

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


Про местные балконы и двери я уже писал, но здесь в целом очень милая среда. Хочется в старости заиметь квартиру с огромным балконом и просто наслаждаться жизнью в этом месте.

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


В общем, очень человеческий размер застройки и насыщенная среда:

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


... которую активно уничтожают:

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


Вопрос не в факте нового строительства, а в самих проектах — они уничтожают среду на корню. Ставить огромные человейники в такую застройку — преступление.

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


Кроме того, это сильно бьёт по инфраструктуре, ведь местные коммуникации и улицы не рассчитаны на такую нагрузку. Но земля в центре дороже здравого смысла и законов урбанистики.

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


Застройка внутри крепости тоже не выдерживает натиска алчности, даже здесь всюду новодел, но хотя бы не сильно выше соседних зданий — хоть как-то пытаются сохранить саму среду места:

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


Что же появляется на месте доходных домов и истории? Появляется ПАРЫЖ! Это может показаться «красивым», но такая архитектура некачественна сама по себе, она обманывает относительно своей истории и места. Если у нас ругают капром за аляпость, то это ещё хуже и глупее. Это всё равно что на дискотеке слушать рэп под Вивальди — можно, но все будут понимать ужас. Или ходить во фраке и спортивных штанах от Адидас — можно, только никто не поймёт. Вот с копированием отдельных элементов старой архитектуры аналогично.

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


Новые доминанты и морской фасад

Самое удивительное, что Баку сочетает в себе архитектуру Франкенштейна и качественные современные проекты. Это хорошо характеризует политическую и социальную ситуацию в стране. Вы же помните, что политика — постоянный спутник архитектуры?

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


Пламенные башни — новый символ города:

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


Они очень круто вписались в ландшафт и стали доминантой всего города:

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


Со стороны моря уже вырисовывается интересный вид. Это дело хорошее, про ансамбль и вид города с воды у нас редко думают.

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


Вот только есть вопрос к заполнению всех этих небоскрёбов людьми и бизнесом. Днём вокруг зданий не заметна жизнь, а в вечернее время почти везде нет света. 

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


Если все эти проекты делают просто ради красивого вида, то это вызывает много вопросов.

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


Пустота пространств

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


Баку меня удивил пустыми площадями и скверами. На улицах много жизни, но вот новые пространства города даже в хорошую погоду пустуют. Про эту проблему я писал отдельно — это не климат или время виновато, это именно проблема планирования.

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


Благоустройство стоит денег: много уходит на стройку, но ещё больше — на содержание. Поэтому плиточка-фонарики-скамейки должны отрабатывать вложения, улучшая жизнь людей, развивая бизнес и привлекая инвестиции с людьми. Такие пустоты никому не нужны, даже на открытках они будут выглядеть ужасно:

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


Тут целый букет проблем: набережная отрезана от застройки огромным шоссе, которое крайне проблематично перейти, застройка места ориентирована на разовые события, а не на ежедневное использование. Вишенка на торте — банальный античеловеческий дизайн: здесь невозможно спрятаться от дождя и солнца, негде даже просто купить воды.

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


Отдельный бред — отсутствие контакта с водой. Набережные призваны соединить горожанина с водой, а набережные без сходов и пляжей лишь дразнят и вызывают раздражение.

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


Наверняка макет этой набережной был красивым, а на рендерах были толпы людей. Вот только программировать жизнь места и рисовать красивые картинки — разные вещи.

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


Поэтому не удивительно, что место совершенно не включено в город и стоит пустым, и это так же неудивительно, как отсутствие толп людей на лестнице, которая ведёт от стены.

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


Вот только каждый квадратный сантиметр этой пустоты стоит денег. Сегодня деньги есть, их даже может быть много, а если завтра они кончатся?

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


Увиденное во многом напоминает Сочи с огромным Олимпийским центром: там тоже красиво открывали и несколько раз использовали, а сейчас это головная боль города.

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


Велодорожка с пьяными фонарями тут не спасёт — нужно начинать большую реконструкцию по гуманизации места: приближать застройку, убирать шоссе, прибавлять функций месту и реконструировать плиточные поля.

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


Главное, чтобы не решили случайно продлить свою «мини-венецию» вдоль всей набережной...

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


Пока же тут можно организовать парковку самолётов, чтобы плацы не простаивали.

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


Но есть один важный и большой плюс общественных пространств Баку: здесь делают туалеты!

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


Напомню: у людей есть естественные потребности, про которые нельзя забывать или просто запрещать их. Доступность туалета — важная черта комфортного города. Здесь они есть и в хорошем состоянии, даже несмотря на ноль людей вокруг.

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


Просто сравните этот туалет с туалетом рязанского Кремля...

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


Пожелание Баку

Есть простое правило урбанистики: не пытайтесь бездумно копировать чужие решения. Вообще, это относится ко всем сферам жизни: бизнесу, дизайну, личному развитию и так далее. В противном случае, вы всегда будет на шаг позади. Изучать чужой опыт важно и полезно, но всегда нужно смотреть глубже на причины и следствия, исходить из принципов и опираться на людей.

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


Если же ваши амбиции нацелены на превращение города в мировую столицу, то забудьте про мегапроекты и заимствование — вкладывайте в людей и поддерживайте местные инициативы. Именно это создаст уникальность и неповторимость вашего города. Строить же «как в Париже» и вставлять огромные площади с памятниками много ума не требуют, это можно сделать в любой точке планеты с примерно одинаковым успехом.

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
всем таблички поверх номеров поцоны.имееца регулируемый перекресток примерно как на схеме. при повороте направо, надо ли останавливаца на второй стоплинии? в реальности все кладут хуй на нее, но тогда зачем ее там ...
Друзья, рады сообщить о начале бета-тестирования большого обновления для ленты друзей. Теперь в привычном интерфейсе ленты друзей доступны две новые ленты. Мы специально не стали смешивать их с основной — вы сами решаете, кого добавлять в ленту друзей и подписчиков. Но ...
Ну вот, совсем другое дело! Можно даже стёкла в машине опустить, проезжая по Волоколамскому шоссе мимо деревни Ядр о во. А ведь раньше даже в закрытой машине зажимали себе носы и торопились проехать как можно быстрее мимо этого места. Как же люди здесь жили?!. ...
Еще осенью писал про основные проблемы и задачи ГШ РФ в Сирийской операции Важного много, но главное - резервы и качество подготовки/управляемость войсками и координация + насыщение работающей и качественной техникой. Так вот, тогда же озвучивал и источники пополнения резервов: новобранцы ...
Почти каждый день я совершаю часовые вылазки и изучаю окрестности. Во время первой прогулки очень удивилась одному нюансу местных барышень. Я человек толерантный, отношусь с пониманием ко многим проявлениям. Но когда они массовые и фактически у каждой четвёртой, становится очень удивительн ...