Рамсей Макдональд - лучший друг СССР в Британии и сторонник Гитлера.
musashi8 — 10.09.2024 ПредисловиеНедели две назад в блоге у Алана я упомянул казавшийся мне общеизвестным факт - что лейбористы в 1940-е строили в Великобритании социализм и во многом преуспели - и тем самым я оскорбил религиозные чувства читателей его блога. Это не входило в мои планы - обычно я стараюсь проявлять уважение к религиозным чувствам - но теперь уже не исправишь. В ходе дальнейшей дискуссии выяснилось что отдельные товарищи не всегда способны прочитать и понять текст, где вроде как все сказано. Впоследствии, слегка поразмыслив, я пришел к выводу что история лейбористской партии и правда не такая уж общеизвестная и может даже быть интересна людям.
Друг СССР и Германии
На выборах в декабре 1923 вроде как побеждают консерваторы - набрав 258 мест в парламенте. Вторыми приходят лейбористы - 191. Либералы решают поддержать лейбористов и Рамсей Макдональд становится одновременно главой правительства и министром иностранных дел. С самого начала он решает пересмотреть внешнюю политику Британии. Прежде всего это касается взаимоотношений с Германией - которая становится как теперь говорят стратегическим партнером - против Франции, недавнего союзника по ПМВ. Как известно, аналогичной политики придерживался СССР (писал об этом подробнее) и Рамсей делает вполне логичный шаг - нормализует отношения Британии и СССР.
СССР возлагает большие надежды на нового премьера - но они не оправдаются. Осенью 1924 британские газеты опубликуют письмо Зиновьева - где он инструктирует ЦК продолжать подрывную деятельность в Британии. Зиновьев утверждал, что письмо не его - враги подложили - но правительство лейбористов рухнет
Второй срок
В 1929-м Рамсей опять побеждает на выборах. А дальше случается Великая Депрессия. Правительство вынуждено сокращать бюджет и проводить ряд крайне непопулярных мер - прежде всего среди рабочих. Правительство лейбористов возражает и Рамсей делает ход конем - заменяет несогласных с ним министров на консерваторов.
Вроде как он планирует проголосовать за непопулярные меры, а потом вернуть лейбористов и убрать консерваторов - но не судьба. Требуются новые меры, часть из них нуждается в одобрении парламента - и в 1931-м Рамсей распускает парламент и объявляет новые выборы. Вот тогда-то он и формирует из поддерживавших его лейбористов новую организацию - Национал-Лейбористов. Рамсей не хочет называть Национал-Лейбористов ни партией ни фракцией, он все-еще надеется взять лейбористов под контроль. Но этого не случится.
Выборы 1931.
Национал-Лейбористы пролетают как фанера над Парижем - набирают всего 13 мест. Это, впрочем не самое худшее. Лейбористы тоже пролетают. В теории - их популярность не так уж снизилась. Они получают всего на 6.5% меньше голосов. Вроде как не страшно. Но места ведь распределяются не пропорционально, а в зависимости от того, кто победил в том или ином округе. И неважно сколько голосов тебе не хватило для победы - 5 или 500 000. В результате, лейбористы получают 46 мест - взамен 287 имевшихся у них до выборов. Естественно, они это Макдональду не прощают и считают его предателем - кем он собственно и является.
Консерваторы получают 470 мест и вполне могут обойтись и без Макдональда - но, напоминаю, предстоит провести ряд крайне непопулярных мер. Так пусть их лучше проведет Макдональд - раз он сам вызвался. Формируют правительство национального единства во главе с Макдональдом. Наверное уникальный случай - глава правительства без собственной партии в парламенте (ну, не считать же всерьез 13 Национал-Лейбористов). Все ключевые посты в правительстве деликатные консерваторы уступают партнерам. В 1935 тяжело больной Макдональд уходит в отставку. На выборах Национал-Лейбористы получают всего 8 мест. На этот раз консерваторы от власти не отказываются. Лейбористы же получают 154 места и становятся влиятельной оппозиционной партией.
Эпилог.
Национал-Лейбористы заявят о своем официальном роспуске в 1945-м. Макдональд умрет в 1937-м. Перед смертью он успеет отметиться. В 1936 Гитлер введет войска в Рейнскую зону. Макдональд поприветствует этот шаг, заявив что "наконец-то мы покончили с наследием Версаля и проучили французов".