Raffaello Sanzio da Urbino (окончание)
dandorfman — 23.11.2020Его муза. О ней - ниже.
- богословие - «Диспут, или Спор о Причастии»
- философию - «Афинская школа»
Собрание мудрецов классической древности («Афинская школа») соседствует с собранием отцов христианской церкви («Диспута»), этим соседством как бы являя два лика единой правды или торжество гуманизма в лоне Ватикана. Прошлое сливается с настоящим: философы античного мира беседуют
перед сводами дворца в стиле Высокого Возрождения, и среди них, с краю, Рафаэль изобразил самого себя, а среди отцов церкви - художников и поэтов Италии: Данте, Фра Беато Анджелико, Браманте.
Поэты классической древности общаются с поэтами Возрождения («Парнас»):
Светскому и церковному законодательству воздается хвала ("Юриспруденция - Мудрость, Мера и Сила" ):
Мастер изобразил на фресках соответствующие
аллегорические фигуры, сцены на библейские и
мифологические сюжеты. В этом величайшем шедевре
гармонично сочетаются величие и изящество. Поэты,
мудрецы, философы, богословы образуют сложные
пространственные группы, размещенные среди
величественных архитектурных декораций и пейзажа.
Художник показывает мир, где человек величествен,
мудр, уверен в себе. Рафаэль живописал мечту о
совершенном человеке, свободном и благородном. На его
фресках люди сильной воли и высокого
достоинства.
В следующей станце изображается чудесное событие, относящееся к далекому прошлому, но папа, при этом присутствующий, - это сам Юлий II является зрителю как олицетворение победы над иноземцами, дерзнувшими посягнуть на сокровища и на власть римской церкви («Изгнание Илиодора»).
А в другой фреске - "Освобождение Апостола Петра из темницы" - торжество света над мраком могло быть воспринято как надежда на освобождение от «варваров».
Картина под названием «Форнарина» (1519) изображаeт натурщицу в полуобнаженном виде.
На портретe Рафаэля папа Юлий II - это старик, поражающий кроткой задумчивостью.
Tаким, запечатлел его Рафаэль в портрете, про который было сказано, что это сама история папства в его типическом облике. Юлий II умер в 1513 г, вскоре после окончания работы над портретом. Последние семь лет своей жизни Рафаэль работал при Льве X из дома Медичи, сыне Лоренцо Великолепного.
В 1514 г., после смерти Браманте, Рафаэль назначен главным архитектором строительства собора Св. Петра, в 1515 г.
Комиссаром древностей (ведающим охраной памятников античности), в том же году сопровождал папу Льва Х во Флоренцию (возможно, был и в Болонье). Новый папа был прямой противоположностью своему суровому и воинственному предшественнику. Льву X принадлежит следующее признание: «Будем наслаждаться папством, раз Бог дал его нам». На портрете папы Льва X с кардиналами (1517-1519, Флоренция, Уффици) - Джулио де Медичи и Луиджи де Росси, Рафаэль показал папу дородным и холеным эпикурейцем, сидящим с лупой в руке перед книгой, украшенной драгоценными миниатюрами. Лев X был большим любителем редких книг и красивых вещей, он покровительствовал художникам и сам занимался музыкой и изящной словесностью.
Наибольший расцвет искусств и наук в Риме совпадает с правлением папа Льва Х. При нем Рафаэль начал работать над восстановлением древнего Рима. Но восстановить Рим в былом величии Рафаэлю было не дано. Помешала его преждевременная смерть. А семь лет спустя, в 1527 г., Рим был разграблен новыми варварами - немецкими и испанскими солдатами императора Карла V.
Последнee творение мастера неоконченная
картина «Преображение» (1518-1520, Рим, Ватиканская пинакотека) может рассматриваться как художественное завещание художника, жизнь которого была насыщена волнениями, вдохновением, поисками. Oнa была заказана Рафаэлю в 1517 г. Джулио Медичи для собора в Нарбонне. Рафаэль начал писать его не раньше июля 1518 г. и закончить не успел. Нижняя часть картины была дописана учениками и помощниками - главным образом Джулио Романо.
«Для Джулио деи Медичи, кардинала и вице-канцлера, он написал на дереве Преображение Христа, которое предназначалось к отправке во Францию и над которым он непрерывно собственноручно работал, доведя его до предельного совершенства. В этой истории он изобразил Христа, преображенного на горе Фавор, у подножия которой его ожидают одиннадцать учеников. Рафаэль написал в этой вещи фигуры и головы, которые, не говоря об их исключительной красоте, настолько необычны, разнообразны и прекрасны, что, согласно единодушному мнению художников, это - самое прославленное, самое прекрасное и самое божественное произведение из всех, когда-либо им созданных… Kажется, что художник настолько отождествил себя с собственным своим мастерством, обнаружив в лике Христа все дерзание и всю силу своего искусства, что, закончив его как последнее, что ему было завещано, он потому больше и не прикасался к своим кистям, когда его постигла смерть» (Вазари).
Рафаэль сам писал картину, не прибегая к помощи многочисленных учеников. почти до самой своей смерти 6 апреля 1520 года – Good Friday.
Как писал Вазари, причиной ранней смерти Рафаэля была ночь чрезмерных любовных утех с Форнариной. Наутро у него открылся жар. Прибывшим врачам он постеснялся сказать истинную причину, и они решили, что у Рафаэля простуда. Одним из самых распространённых методов лечения было кровопускание, что в его случае было совершенно не приемлимо - и ослабленный организм не выдержал.
Весь Рим оплакивал тридцатисемилетнего Рафаэля. В полном расцвете творческих сил умер выдающийся художник, признанный главой римской художественной школы.
«Когда тело его было выставлено в той зале, где он работал, в головах его был поставлен алтарный образ, на котором только что было им закончено Преображение для кардинала деи Медичи, и при виде живой картины рядом с мертвым телом у каждого из присутствующих душа надрывалась от горя. Картину же эту кардинал после смерти Рафаэля поместил на главном алтаре в церкви Сан Пьетро ин Монторио...» (Вазари).
Похоронен он в римском пантеоне. Могилу украшает мраморная статуя Мадонны с надписью:
«Здесь покоится тот Рафаэль, при жизни которого великая природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть».
|
</> |