Радоница
rebrik — 12.05.2024С сегодняшнего дня - службы на кладбищах...
Сама Радоница во второй вторник после Светлого воскресения, но
служить на местах захоронений начинаем в Фомину неделю, получившую
народное определение «Красная горка».
Давайте сразу определимся в понимании слова «Радоница».
Корень слова - рад, что означает «радование» и «радость». Вполне
сочетаемо с этим словом и понятие «род». Нет здесь никаких
языческих откровений. На кладбище в дни Радоницы мы идем, прежде
всего, к родственникам, то есть к тем, кто из нашего рода.
Язычество в другом, общеизвестном и повсеместном, наблюдается и, к
сожалению, и в года нынешние практикуется. О «обычах» на Радоницу в
начале XX века так говорится: «До настоящего времени в
некоторых местах существует возмутительный обычай сопровождать
послепасхальные поминовения усопших диким пьяным разгулом.»
(Булгаков С.В. «Настольная книга священно-церковно-служителя»).
За сто с кусочком лет после данного указания мало что
изменилось.
Поэтому первое НЕЛЬЗЯ звучит так: поминать усопших
водкой и прочим алкоголем православному христианину в день их
памяти - запрещено.
Расхожее замечание, приписанное огорченными сарацинами и иудеями
святому князю Владимиру Красное Солнышко, что «Веселие Руси есть
питие, без пития Руси не быти» - всего лишь оправдание неудавшейся
рекламы своего религиозного мировоззрения и не более того.
На кладбище мы приходим, чтобы возвестить своим усопшим
родственникам и друзьям, что Господь воскрес, как и воскреснет
каждый из них. Это реальное, живое, бытовое общение с теми, кто нам
дорог, отражает нашу веру в то, что все они и после смерти остаются
прихожанами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых,
но живых» (Мф. 22, 32).
Поминать небольшим обедом на месте захоронения вполне приемлемо,
прилично и не возбраняется.
Здесь иное НЕЛЬЗЯ: поедая вкусную пасхальную
снедь, уверять себя, что покойник (-ца) тоже покушать любили.
Все же заверения, что отобедать надобно за себя и за родного
умершего - размышлизмы от лукавого, да и как говорит один очень
известный священник, чрезмерное питание приводит к непомерному
растяжению живота, отчего кожа натягивается и веки
закрываются...
Должно заметить, что автору этих строк пришлось довольно долго
отслужить на сельском приходе, куда входило несколько кладбищ. И не
один раз встречал он в дни Радоницы рядом с могильным холмиком
сладко спящего «поминальника».
Дело, конечно, сугубо личное, но все же усопший радости пасхальной
ждал, памяти доброй и молитвенной, а не тризны пресыщающей, пития
удручающего и сна невменяемого.
Нередко приходилось слышать да и самому наблюдать, как в сельских
домах на окна выставляют снедь разнообразную и даже крошки от
пасхального кулича по подоконнику рассыпают с уверением, что
«придут, кто помер» и полакомятся.
Это очередное НЕЛЬЗЯ.
Основаны эти действия эти на откровенном язычестве и колдовстве.
Сюда еще надобно добавить бытующее мнение, что для поминовения на
Радоницу нужно использовать не пасхальные освященные яйца, а иные,
даже иным цветом покрашенные.
Сегодня от вас усопшие иного ждут - вашего радостного и искреннего
«Христос Воскресе!», и если со всей душой и разумом с ними именно
так поздороваетесь, то в сердце обязательно услышите ответ:
«Воистину Воскресе!»
За всеми этими «нельзя» кроется главное, что происходит в дни
Радоницы — это наша очередная встреча с ушедшими родными и
близкими. Встреча надежды и упования. Мы молимся за них с просьбой
к Богу и уверенностью, что придет то время, когда так же будут
молиться о нас.