Раджьи дети (премьера сезона)
qebedo — 07.07.2024 В одной древней-предревней Индии…«Раджпуты» (राजपूत) во всех северных индийских языках, начиная с санскрита (маратхи, хинди и пр.), означает «сыновья раджей», что составляет интересную аналогию с русскими «боярскими детьми», которые тоже ни разу не были детьми бояр, а особым воинским сословием средних и мелких землевладельцев. Из-за своеобразного кодекса поведения, корпоративной и личной гордости, постоянного стремления к независимости и развитой «особой культуры» их часто называют «рыцарями Индии». Хотя сами раджпуты величают своего идеального воина «вир» (собственно «воин»). Обитали они всегда на северо-западе субконтинента, между реками Инд и Джамна, к югу от Панджаба и к северу от Гуджарата и Мадхья Прадеш. Место их обитания называлось Раджпутана или Раджварра, сейчас более распространено название Раджастхан (так в 1949 году назвали новый штат, созданный в результате объединения всех раджпутских раджеств). В современной Индии их нынче примерно 17 млн человек.
Раджастхан (кликабелен)
Раджастхан — место, где не каждый выживет. Это самый крупный штат Индии, но почти половина его занято пустыней Тар, название которой, данное раджпутами, говорит само за себя — Марустхали (Марубхуми), «место, где можно и помереть». Там тоже есть большие города — Джайсалмер, Биканер, Джодпур и пр. — но в бОльших кол-вах и комфортнее раджпуты живут на востоке, в предгорьях хребта Аравалли, райских местах для охотников и рыболовов, из-за многочисленных лесов и озер. Помимо раджпутов, тут обитают такие народы и джати (о том, что это не совсем каста, речь впереди), как джаты, бхилы, мина и пр.
Небольшое, но необходимое отступление. Существует несколько принципиальных теорий о том, что такое джати (слово «каста» употреблять теоретически неправильно). В самом общем смысле можно сказать, что это социальная общность, наследственная, эндогамная (закрытая для внешних брачных связей), специализированная по роду профессиональных занятий, взаимодействующая с другими джати в сложной системе иерархии и подчинения. Джати — общность по рождению. Закрытая она в том смысле, что ни вступить, ни выйти из нее невозможно. Человек рождается в джати своего отца и остается в ней на всю жизнь. Браки заключаются лишь внутри одной джати. Индиец должен соблюдать бытовой режим, нравы и обычаи своей джати, которые определяют и строго регламентируют практически все стороны жизни человека: отношения с другими людьми, правила приема пищи и межличностного общения, распорядок дня, и т. д. Конституция Республики Индии 1950 года не признает существования джати и отвергает деление людей по их признаку, но эта война еще очень далека от завершения…
Никому не удается изменить свою джати никакими заслугами, ни по причине перемены своего общественного, имущественного, профессионального или образовательного положения. В системе иерархии каждая из джати (которых несколько тысяч) входит в одну из четырех (на самом деле пяти — см. ниже) варн («цвет», ибо у каждой свой), групп, на которые индийское общество было разделено еще древними ариями (называть их кастами, как делают очень часто — тоже великое фу). Высшая варна — брахманы (их цвет белый, как чистота незамутненного знания), хранители священных текстов и ритуалов, люди интеллектуального труда (жрецы, учителя, чиновники, помещики и управляющие, могут быть даже воинами). Кшатрии (красные, как проливаемая ими кровь) — воины, защищающие прежде всего брахманов, ну и потом уже всех слабых и обиженных. Им в силу опасности и энергозатрат их основного занятия (но, помимо военной службы, они — те же помещики и управители, оружейники, чиновники) положены послабления в правилах приема пищи и соблюдения разнообразных религиозных запретов и табу.
Вайшьи желтого цвета (смешение белого и красного) — торговцы, банкиры, финансисты, предприниматели, преподаватели, землевладельцами, чиновниками и управителями тоже могут быть, главное не прикасаться к плугу и избегать физического труда. Они признают приоритет варны брахманов, но кшатриев уважают, только если те в силе — правители, чиновники и пр., а обычных воинов или землевладельцев средней руки «таки нет». Вайшьем был самый известный индиец в истории — Махатма Ганди, сын безобразно богатого банкира. Брахманы, кшатрии и вайшьи считаются тремя привилегированными варнами, в знак чего проходят в подростковом возрасте церемонию «второго» (интеллектуального) рождения — получают шнуры особых цветов из разных материалов, которыми потом подпоясываются всю оставшуюся жизнь. Поэтому их зовут «двиджа» — «дважды рожденные».
Знатный непалец-кшатрий
Двиджа — сливки общества, управляющие им. Даже если брахман или вайшья обнищал и занялся физическим трудом (им, например, можно было быть прислугой в доме и поместье), но выполнял необходимые предписания и запреты (например, не трогать плуг), он не терял варну. Основное же население Индии, потомки завоеванных древними ариями племен аборигенов, составили варну слуг — шудр, и цвет их был черным, как земля. Они трудились земледельцами, ремесленниками, скотоводами, «людьми свободных профессий» (танцовщики, музыканты и пр.) обслуживали представителей высших варн. Волею судеб шудра мог быть вознесен наверх — стать министром, выдать жену за раджу или вообще самому стать раджой (были и такие случаи), но поменять свою варну он не мог никогда. Зато разведенные женщины и вдовы у шудр имели право снова выйти замуж — что «дважды рожденным» запрещено категорически.
Однако существовали занятия, которые даже для самого низкорангового индийца были «грязными» — забой скота, выделка кож, уборка мусора, стирка грязного белья и пр. Этим занимались люди без варны — аварна, или, как им самим больше нравилось, «пятой варны». Из-за того, что почти любое прикосновение, разделение с ними пищи, вообще приближение к ним грозило всем «правоверным индусам» сильным осквернением (иногда ваще капец!), их прозвали «неприкасаемыми». Они селились в специальных слободах, им запрещено было входить в храмы и участвовать в религиозных обрядах — пришлось им строить свои храмы и даже почитать своих собственных богов. В нынешней Индии, где официально запрещены джати, они всё еще ведут «свою борьбу» за то, чтобы «быть как люди» — им даже предоставляют специальные квоты для обучения и занятия административных постов, чтобы «вытащить» со дна общества.
Кшатрий и его шудра
Каждая варна делилась на сотни джати — в основном по этно-профессиональному принципу. Не существовало общеиндийских джати — например, ремесленники в одном месте и одного народа образовывали одну или несколько местных. Сложны были и брачные отношения между ними — брахманы, кшатрии и вайшьи могли выдать дщерь только за человека своей джати, или такой же из соседнего района. Также они могли взять в жены женщину варной ниже — даже шудру, особенно кшатрии, ибо «всё могут короли», а брахман мог залететь и на «загрязнение варны». Но вот женщинам выходить за мужчину варной ниже запрещалось категорически (кроме дщерей брахманов, идущих за кшатриев — «этта можна») — она не только могла опуститься до варны супруга, но и вообще вылететь с ним в неприкасаемые… Так вот, жившие в Раджпутане раджпуты обладали всеми признаками джати (даже нескольких — были нюансы) воинов-кшатриев (и без особых сомнений ими себя и считали). И главной их задачей в обществе была даже не война и защита от внешних врагов, а охрана системы варн-джати — кшатрий, в отличие от всех других, имел «лицензию на убийство» нарушителя и зорко следил за тем, чтобы вековой порядок оставался незыблем. Потому на определенном этапе истории Индии раджпуты и стали «хранителями индуизма»… Но об этом в иной раз.
t.me/Tercios_catrenos
|
</> |