Раджьи дети - 3

Как устроено традиционное раджпутское общество? Каждый раджпут принадлежит к одной из четырех больших групп, объединенных одним общим легендарным предком. Раджпутологи зовут их «линии» или «династии», сами сабжи — вамша. Сурьявамша, ака Рагхувамша — Солнечная династия, Чандравамша (или Сомавамша, Индувамша) — Лунная династия, Агникула — Огненная династия, Нагавамша — Змеиная династия. Впрочем, почти никто не принадлежит сегодня к Змеиной линии, она весьма мала, и легенды о ее происхождении потеряны. Солнечная же линия происходит от внука бога Солнца Икшвака и его потомка легендарного героя Рамы, Лунная — от Буддхи, внука Луны и воплощения самого Будды Гаутамы. Огненная же линия, как считается, пошла от особой породы людей, сотворенных богами из огня, и от их потомка бога Кришны (он, конечно, бог, но в земном виде воплотился в одном из принцев этой линии).

Раджпуты без усов в Индии не водятся
Чтобы понять, к какой линии принадлежит раджпут, он должен знать своих предков — генеалогию вплоть до богов. Естественно, каждому такие знания не по плечу — генеалогическими изысканиями занимаются люди из двух профессиональных джати, бхат и чаран. Они могут рассказать каждому раджпуту, кто были его славные предки, и хранят эти знания, передавая из их поколения в поколение, пользуясь в обществе большим авторитетом и постоянным спросом. По мере объединения в древности каких-то племен с раджпутами им подыскивали общих предков — и таким образом включали в традиционную систему «свой — чужой».
Каждая линия-династия делится на множество экзогамных групп, называемых кулы. Среди них особым почтением пользуются 36 так называемых «раджеских» — Гухилот, Яду, Томар, Ратхор, Личчваха, Парамара, Чаухан, Чаулукья-Соланки, Пратихара, Чаура, Такшак, Джат, Хун, Чатти, Бала, Джетва, Джхала, Гухия, Сарвея, Силар, Даби, Гор, Дор, Бундела-Гахарвар, Баргуджар, Сангар, Сикервал, Баис, Дахья, Джохва, Мохил, Никумпа, Раджпали, Дахима, Хул, Дахарья. Сейчас эти названия часто можно встретить как фамилии потомков раджпутов. Каждый раджпут знает свою кулу, у каждой кулы есть свое божество-хранитель — кул-деви (богиня-кул-мать). Как уже было сказано, они экзогамны — сочетаться браком с представителем своей кулы нельзя. Это касается в первую очередь «раджеских» кул — они самые крупные, вокруг них группируются более мелкие (всего их более 100), обеспечивая эндогамию, на их представителях жениться и замуж можно.

Бывают настолько многочисленные кулы, что кланы, к ним принадлежащие, входят в несколько ветвей («шакха»), составляющих кулу. В таких случаях генеалогии четко прослеживают, когда и при каких обстоятельствах кула дала несколько родственных ветвей. Кула Гухилот состоит из 24 ветвей, Парамар — из 35, Чаулукья — из 16, и пр. Ветвь кулы может быть такой знаменитой и большой, что считается уже не менее важной, чем сама кула, и для всех практических целей становится ее аналогом. Самый яркий пример этого — ветвь Сисодия кулы Гухилот.
Раджпутская кула не имеет какого-то одного руководителя, лидера. Но она состоит из кланов, один из которых считается самым главным, вся традиционная организация раджпутов пронизана иерархичностью. Лидеры таких главных в куле кланов были теми, кого называют в литературе на нехиндийских языках «князьями». Именно они носили титул «раджа», «рана», «рават», «рао» и т. п., а позже, когда раджпутские князья возглавляли крупные государства, таких правителей стали называть «махарана», «махараджа», т. е. «великий раджа». Кстати, слово «раджа» обычно переводится с санскрита и хинди как «царь», но раджпутские раджи в разные времена бывали и правителями государств, и удельными князьями, и даже просто мансабдарами (служилыми помещиками) на службе Могольской империи. Так что «раджа» без перевода оказывается самым удобным термином.

Слон - животное полезное
Самая важная структурная единица раджпутской общности — клан, «кхамп». Все его члены являются потомками общего предка по мужской линии, имеют общее для всех родовое имя (фамилие), и поэтому в пределах клана запрещаются взаимные браки. В известном смысле кхамп — это раджпутский род. В прошлом было широко распространено многоженство, и поэтому кланы были очень разветвленными и многочисленными. Имущество кхампа не делится, оно, по традициям раджпутов, должно только прирастать. Для решения проблем всем, кому нужно помочь, кхамп помогает вооруженным ополчением; все мужчины составляют одну часть, руководит ею глава клана — вождь, раджа, по-английски его сhief. Этот отряд всегда готов выступить за интересы клана, а таковыми считаются интересы каждого его участника.
В типичной раджпутской (она же индийская) деревне обитали представители нескольких джати — потому что представители одной не могли бы в силу религиозных запретов делать все те вещи, без которых жизнь невозможна. В деревне представители одной джати — это почти всегда родственники, чтобы не использовать для них термин «клан», закрепленный за раджпутскими кхампами, англичане пользуются словом «линидж». Все вместе они составляли соседскую общину. Главной джати любого села в Раджастхане были раджпуты — все из одного кхампа. Ученые определяют состав линиджа (или клана) так: это круг родственных семей, главы которых — родные братья, имеющие отдельные домашние хозяйства. Все в этих домохозяйствах, включая жен, детей, приемных детей, живущих вместе с родителями взрослых неженатых сыновей и незамужних дочерей, считаются членами клана, хотя некоторые из них имеют другое происхождение по отцу (прежде всего жены). Таких семей может быть две-три или двадцать-тридцать. Клан может иметь глубину в два-пять поколений в каждый отдельный отрезок времени, но память клана бывает очень большой, вплоть до предка-основателя.

Дженщена раджпутская
У раджпутов кхампы бывают большими. В прошлом они практиковали многоженство, и, хотя младшие из-за правила майората покидали отчий дом, братьев всё равно было немало. А позднее майорат ослабел, и многочисленные кузены и их сыновья, и сыновья их сыновей со своими семьями селились рядом, потому что они всегда стремятся помочь друг другу. В случае смерти того или иного из братьев другие заботятся о его семье, и состав клана не изменяется. Кроме того, в раджпутском кхампе всегда есть общепризнанный глава — это старший брат в старшем поколении. В случае отсутствия такового вступают в действие особые раджпутские правила наследования, которые будут изложены в разделе о семье.
Исследователи отмечают, что клановые семейно-родственные связи у раджпутов являются самыми для них ценными, в отличие от других джати и линиджей, в которых большее значение имеет так называемая «большая семья», состоящая из семьи отца и семей его сыновей, живущих под одной крышей. Собственно говоря, в Раджпутане именно раджпутские кхампы «держали шишку» в каждой деревне, являясь местными «доминаторами» — феодалами, чьим кастовым занятием было управление и военная защита остальных общинников, оплачивавших их «труд» материально или услугами.
t.me/Tercios_catrenos
|
</> |