Раджьи дети - 2
qebedo — 10.07.2024 Сами мы не местные…Откуда взялись раджпуты? У мировой исторической науки, как обычно, есть две версии — моя и неправильная. И весь вопрос только в том, «чья моя», а чья неправильная. Индийские историки (существа еще более веселые и любящие эпатаж, чем их коллеги британские ученые), считают, что всё индийское всегда было в Индии (потому что «а в Индии всё есть!»), и раджпуты всегда были в Раджастхане — это местные кшатрии одичали и немного помельчали, но если их еще в светлый день прислонить к теплой стенке… Все остальные (западные и российские — другим вообще эта тема, по ходу, по барабану) думают, что раджпуты — наследники шаков и эфталитов, оседавших на севере Индии начиная с V века от Р. Х.
Сакский всадник
Кто такие шаки, точнее саки? "Скифопорожденные" племена, обитавшие в Центральной Азии и Иране (хотя в основном в Анэране — примыкавших к Ирану степях и пустынях, где традиционно жили кочевники). О них упоминает еще Херодотос и Бехистунская надпись, их подчинили Ахемениды (ну как подчинили — как и всех, приняли клятвы и просили присылать конников, когда войны), часть из них участвовала в создании Парфии, а потом и Эраншахра — государства Сасанидов. В 175 году до Р. Х. сюнну вытеснили юэчжи (кушан), которые, в свою очередь, выгнали саков, которые, в свою очередь, вторглись в северо-западную Индию, где образовали так называемые Индо-Скифские царства (200 год до Р. Х. — 400 год от Р.Х.), самым известным из которых стали Западные Кшатрапы (110—395 год), побежденные империей Гуптов. Индийцы называли саков «шаками», и их потомки продолжали обитать на когда-то завоеванных ими территориях, сохраняя привычный уклад жизни и воинственность.
Кто такие эфталиты? Сами себя они называли «эбодало» (бактр. ηβοδαλο), оттого и «ефталитэ» на греческом (Εφθαλιται). Также на их монетах мелькает слово «хион» («OIONO»), и потому их относят к хионитам, но это слово настолько затрепано «исследователями», что означает «кто угодно, мы на самом деле ХЗ», как и мелькающие в сочинениях ромейских авторов «белые гунны». В общем, «эннакие кочевые племена», размовлявшие на иранских языках и, судя по картинкам, индоевропейской внешности (хотя некоторые исторЕГи бьют в себя в груди, утверждая, что они монголы, тюрки или хунну). Они много и упорно махались с Эраншахром (Сасанидами). В 499—500 годах третий великий правитель эбодало и родственного им народа алхоно (носивший титулы ахшунвар, ака вахшунвар, и хушнаваз) Торамана захватил нынешние Панджаб, Синд, Раджпутану и Доаб (все они располагаются на северо-западе Индии). В 515 году ему наследовал сын Михиракула, расширивший владения до самого Гвалиора, но потерпевший в 528 году поражение от махараджи («великого раджи», то есть императора… хотя у индусов были еще «махараджадхираджи», то есть «раджа над раджами»… великие придумщики они были) Нарасимхагупты Баладитьи, правителя «Империи Гуптов». Михиракула бежал в Кашмир, где заболел и умер в 533 году.
Эбодало
Преемник покойного (брат или сын) Праварасена правил вместе с братом (или племянником) Тораманой II и снова пробрался в северную Индию — основал Шринагар, вмешивался в политические конфликты в Мальве, победил Кумарагупту III, наследника Нарасимхагупты Баладитьи. В 590 году Правасена умер, и государство эбодало и алхоно распалось, но сами эбодало уже основательно расселились по северо-западу Индостана. Еще при Михиракуле они обратились в индуизм. Одним из их племен были гуджара — поселившиеся не только в Гуджарате, население которого превратилось в народ гуджарати, но еще и в Джамму, Кашмире, Панджабе, Химачал-Прадеше, Раджастхане и Уттар-Прадеше (в этих местах есть каста «гуджар»). Другим ответвлением эбодало стали уже упоминавшиеся в предыдущей серии джаты. Естественно, осевшие пришельцы стали активно участвовать в политике — основывали династии Гахлотов из Анандпура в Гуджарате и, по-видимому, Чаулукья на Декане и в Центральной Индии. Гуджаратская ветвь Чаулукьев сумела сохранить свою власть и независимость дольше и успешнее других — их завоевал лишь Ала-уд-дин Хильджи в 1299 году.
Самой могущественной стала династия Гурджара-Пратихара. После падения империи Гуптов в 550 году она постепенно подчинила себе всю северную Индию и продержалась до 1036 года, уничтоженное Махмудом Газневи. Главным подвигом правителей Гурджары-Пратихары стала так называемая Битва за Раджастхан в 630 году, когда они разбили полчища мусульман, насланные халифатом ал-Умайюн (Омейядов) и отогнали их на восточный берег Инда, отсрочив мусульманское вторжение в Индию на 500 лет. Именно тогда в области, называемой пока Гуджараратра, появились раджпуты — все их известные кланы прослеживают свою генеалогию именно до середины VII века (реальную, а не ту, которая восходит к Раме или Вишну). Потомки разноплеменных пришельцев-кочевников, сохранившие воинственность и навыки владения оружием, «взяли под покровительство» местное население и установили систему власти, в которой занимали верхнее место. Взамен они приняли правила игры аборигенов, объявив себя кшатриями и представителями особой воинской джати, получившей название «сыновья раджей» — раджпуты.
«Оджатевание» (с присущим ему обязательным «закрытием» семейных связей) позволило им не только сохраниться как этносу, но и сберечь свою уникальную культуру, во многом не индийскую, а восходящую к кочевому образу жизни их предков. Таким образом раджпуты избежали ассимиляции. В период господства империи Гурджара-Пратихара их династии распространились по всей северной Индии — например, клан Томар в 736 на месте порушенного города Индрапрастхи построил себе столицу Дхиллику, ныне Дели, «капитель» Индии. В Дели до сих пор сохранились памятники времени правления раджпутских князей Ананга Пала Томара (1052 год) и Раи Питхора Притхвираджа Чаухана (1180 год). После распада империи Гурджара-Пратихара в центральной, западной и горных районах северной Индии появилось несколько крепких и богатых государств с раджпутскими правящими династиями — в Мальве, в гималайских предгорьях, в центре Декана, на юге, в Непале и Ассаме. После этого можно считать, что период этногенеза раджпутов закончился.
t.me/Tercios_catrenos
|
</> |