Радиостанция в Гляйвице или уроки истории, о которых нужно помнить.
taxfree — 03.03.2021Сегодня пришли интересные новости из ДыНыРы и ЛыНыРы. А именно -
Юг ДНР подвергся массированному обстрелу⚡️
ВСУ устроили интенсивный обстрел южных рубежей донецкой республики. Как сообщают военные сепаратистов, только за час разорвались более ста мин.
И в связи с этим я вспомнил казус белли, который стал формальной причиной начала 2 мировой войны. А именно - нападение на радиостанцию на территории третьего рейха, в местечке Гляйвице, на границе с Польшей. Но сначала о том, что такое казус белли
Казус белли — юридический термин времён римского права: формальный повод для объявления войны. Чем ближе к современной истории, тем наличие такого казус белли становится необходимым условием для нападения и начала войны. Даже тогда, когда все остальные условия и причины для этого уже давно есть. В средние века, как правило, не утруждали себя производством таких триггеров. Если он был - отлично, но если его не было, то войну начинали просто так. Но чем дальше продвигается история человечества, тем больше агрессивные режимы начинают заботиться о своем имидже, а некоторые диктаторы прямо грезят своим вхождением в историю, и обязательно в положительном ключе. Поэтому наличие казус белли для развертывания войны становится просто жизненно необходимым делом. И, как я уже говорил выше, такие казус белли для объявления войны могут быть настоящими а могут быть мнимыми.
Нападение на радиостанцию в Гляйвице было как раз из вторых. Операция Консервы, как ее назвал главный разработчик этой операции, начальник главного управления имперской безопасности, Рейнхард Гейдрих, заключалась в следующем. Следовало инсценировать нападение на какой то объект на территории третьего рейха, обвинить в этом поляков и получить повод для объявления войны. Вечером 31 августа 1939 года отряд из пяти или шести вооружённых СС-овцев под руководством штурмбанфюрера Альфреда Науйокса ворвался в здание радиостанции в приграничном городе Гляйвиц, находившемся тогда в германской части Силезии. Нападавшие, выдавая себя за польских военнослужащих, открыли беспорядочную стрельбу, пленили сотрудников радиостанции и заперли их в подвале.
Затем немцы передали в эфир заранее согласованное сообщение. Несколько тысяч радиослушателей в окрестностях Гляйвица вдруг услышали странное сообщение, начинавшееся словами «Внимание! Внимание! Говорит Гляйвиц! Передатчик находится в руках поляков! Час свободы настал!». Закончив подкреплённое звуковыми эффектами в виде нескольких выстрелов выступление словами «Да здравствует Польша!»
Параллельно с Гляйвицем ещё две провокации были организованы СС на таможенном пункте в Хохлиндене (где был инсценирован целый бой между атакующим польским подразделением и защищавшимися немецкими пограничниками) и в лесничестве в Пинчене. Роль вещественных доказательств польского нападения для приглашённых на следующий день немецких и американских журналистов сыграли переодетые в польскую военную форму трупы заключённых немецких концлагерей, доставленные к местам «польских вторжений». Многочисленные накладки и нестыковки в ходе этой операции внутри Германии никого особо не интересовали: немецкая пропаганда получила замечательный повод для оправдания нападения на Польшу. Которое и началось на следующий день - 1 сентября 1939 года.
На следующий день, 1 сентября, к немецкому народу обратился Гитлер, заявив, что Польша осуществила нападение на германскую территорию и что с этого момента Германия находится в состоянии войны с Польшей. Газеты вышли с кричащими заголовками - 2 мировая война началась.Выступая в рейхстаге, Гитлер заявил о 14 столкновениях на границе, в том числе о трёх крупных. Министр иностранных дел рейха, большой друг соратника Сталина - Молотова, Риббентроп сообщил послу Франции, что польская армия перешла границу в трёх местах. Казус белли случился.
Так вот к чему это я? Если вы думаете, что только фашистам нужен был казус белли, то нет. Например Сталин тоже не нападал просто так. Для оправдывания советско финской войны нужен был такой же казус белли - майнильский инциндент,