Радикальный феминизм и насилие женщин над женщинами

топ 100 блогов feministki02.02.2013 Опубликовано на Равноправке

Эта статья неожиданно для меня самой получилась очень длинной. Поэтому мне хочется вначале коротко обобщить: это статья о радикальном феминизме как политике и о «радикальном феминизме» как штампе и как маске, под которой прячутся психологическое насилие и контроль. Она адресована в первую очередь тем женщинам, которые занимаются феминистским активизмом, и, шире, тем, кто принадлежит к феминистскому сообществу.

Это популярное выражение — «радикальный феминизм» — употребляется очень по-разному. Как будто бы существует много разных радикальных феминизмов. Это, конечно, естественный этап: пока движение еще не совсем сформировалось или не стало достаточно мощным, заимствованный из-за рубежа термин есть, а наполнения, укорененного в социальной реальности, пока нет. То же самое еще недавно происходило (и отчасти продолжает происходить) с самим словом «феминизм» — например, далекие от движения и существующего вокруг него сообщества люди ругают «феминисток», которые требуют от мужчин полного материального обеспечения и дорогих подарков. Видимо, понимая «феминистку» как «женщину, которая чего-то требует».

Я не буду спорить, что феминизмов бывает много. Но если уж мы берем более узкий термин — «радикальный феминизм», — мне лично кажется нецелесообразным называть им сразу несколько явлений, особенно когда для них есть другие, более точные термины. Конечно, у меня нет намерения навязывать свое понимание, как нет и не может быть власти это сделать. Здесь я хочу просто изложить свою точку зрения, а дальше мне остается надеяться, что она покажется убедительной не только мне и постепенно повлияет на словоупотребление.

И безусловно, на самом деле меня волнует даже не словоупотребление, а политика, которая за ним стоит. Очистить и реабилитировать термин мне хочется для того, чтобы привлечь внимание, с одной стороны, к определенной системе взглядов и практик, а с другой — к тем по сути консервативным практикам, которые, на мой взгляд, дискредитируют и сам термин.

Прежде всего, я не вижу смысла привязывать термин «радикальный феминизм» к одному ограниченному периоду истории. Особенно учитывая, что это чужая история. В первую очередь, женского движения в США. Мне, честно говоря, не нравится, когда к российскому или постсоветскому контексту применяют понятия «первой», «второй», «третьей» «волн» феминизма. Каюсь, я очень мало знаю даже о европейских женских движениях, не говоря уже о Латинской Америке, Азии и Африке — но могу предположить, что к ним штатовская периодизация тоже не так уж хорошо подходит.

Но более того, даже в США есть традиция более широкого употребления термина «радикальный феминизм», которое не ограничивается 1960-ми и протестом белых женщин среднего класса. Например, белл хукс — основоположница черного феминизма и теорий пересечения дискриминаций — пишет о радикальном феминизме именно применительно к той части движения, к которой принадлежит она сама. Она противопоставляет радикальный феминизм и вообще радикальную политику — то есть политику, направленную на коренное переустройство общества, на освобождение его от иерархий, — либеральному феминизму и либеральной политике, которая подразумевает борьбу отдельных групп за улучшение своего положения в рамках существующих иерархий. белл хукс писала о пересечении гендера, расы и класса. Время от времени упоминала сексуальную ориентацию. Другие авторки добавили к этому перечню инвалидность и возраст. Список можно продолжать.

Мне с моим левацким бэкграундом такое противопоставление «либерального» и «радикального» у белл хукс сначала показалось странным, потому что я привыкла ассоциировать либерализм с идеями рыночной экономики и классовой системы и с этой точки зрения противопоставлять либеральный феминизм социалистическому и/или марксистскому. Сейчас я думаю, что социалистический феминизм вполне может быть либеральным — постольку, поскольку он будет подчинять вопрос прав женщин «общечеловеческой» (=мужской) революции и игнорировать иерархии по признаку возраста, инвалидности, цисгендерности и так далее. Я думаю, что модель белл хукс концептуально гораздо последовательнее, а политически гораздо левее (читай: радикальнее), чем модель «либеральный vs. левый», которой оперируют мужчины-леваки.

Итак, когда я говорю, что я радикальная феминистка, я имею в виду, что я стою на позициях стремлюсь к радикальному сопротивлению всем видам иерархий. Я зачеркнула слова «стою на позициях», потому что речь идет не о чем-то статичном, а о долгой внутренней работе по переосмыслению своих и чужих привилегий и уязвимостей и по преодолению соответствующих шаблонов поведения.

Поэтому я, например, выступаю против того, чтобы называть радикальным эссенциалистский феминизм — то есть такой, который апеллирует к особой женской природе, отличной от мужской, и вытекающим из нее специфическим женским ценностям. Потому что эссенциализм исключает трансгендеров — а это предельно уязвимая социальная группа, чья борьба имеет непосредственное отношение к борьбе за права женщин. И кроме того, эссенциалистский феминизм, по крайней мере в том виде, в каком я с ним сталкивалась в России, не подразумевает анализа и критики иерархий, что выливается в систематическое подавление и прямое насилие, например, по признаку возраста.

И поэтому же я не готова соглашаться с самоназванием «радикальная феминистка», исходящим от женщин, которые используют насильственные практики в отношении других женщин, стремясь установить над ними власть, и не пытаются эти свои стратегии рефлексировать.

Наше общество целиком построено на контроле и подчинении, а значит, на насилии. И конечно, власть и насилие осуществляют не только мужчины над женщинами, но и одни женщины над другими, используя свои разнообразные привилегии и ресурсы. Никто от этого не свободен. И конечно, назвать себя феминисткой — это не какое-то волшебное заклинание, мгновенно освобождающее от въевшихся в мозг каждой из нас паразитических насильственных матриц. Единственный путь к освобождению от них лежит через долгое и болезненное осознание, анализ и проговаривание.

Я вижу две стратегии, при помощи которых женщины в феминистской среде (и не только в ней) осуществляют контроль над другими женщинами. Первая — это использование маскулинных тактик, создание образа «сильной» женщины. Это значит не говорить о своих уязвимостях и вообще скрывать информацию о себе, с другими женщинами общаться свысока, покровительственным или подчеркнуто резким тоном, говорить намеренно сложно и непонятно, и так далее. Такие женщины могут производить впечатление харизматичных и непримиримых, выступать с резкой критикой системы — здесь и пригождается звание «радикальной феминистки». Они охотно выслушают я-высказывания других женщин, говорящих о своей уязвимости, потому что свою уязвимость они скрывают и за счет этого автоматически возвышаются над своими собеседницами. Они собирают вокруг себя кружок поклонниц, которые должны регулярно свидетельствовать им свою верность. Если же кто-то из этих поклонниц начинает сопротивляться или если рядом с ними появляется женщина, которая отказывается признавать их власть, они могут развязать настоящую травлю. Жертве в этом случае приходится очень тяжело — потому что осознать, что насилие осуществляет именно та, которая постоянно высказывается как ярая противница насилия, сложно вдвойне. В такой ситуации, может быть, больше, чем в какой-либо другой, легко почувствовать, что начинаешь сходить с ума. И конечно, никто из окружения такой «радикальной феминистки» ее жертве не поверит.

Вторая стратегия — противоположная. Это игра в Золушку: много, подробно и эмоционально говорить о своих уязвимостях и отсутствии привилегий, но никогда не признавать собственного насильственного поведения. Использование этой стратегии связано с амплуа Робкой Сестрицы, как его описывает Джоанна Расс. Это пассивно-агрессивная стратегия, направленная на то, чтобы контролировать других женщин через их чувство вины — представляя себя наиболее обделенной и беззащитной. Из этого следует, что другим женщинам приписывается больше привилегий и ресурсов, чем у них есть в действительности. В отличие от «сильной женщины», «Золушка» не позволяет другим женщинам говорить об их уязвимостях и отрицает их, стремясь сохранить статус максимально уязвимой за собой. Точно так же она отрицает свои привилегии и ресурсы. В ситуации насилия позиция «Золушки» может использоваться для так называемой игры в жертву — когда агрессор «переворачивает роли», утверждая, что является жертвой, а свою жертву обвиняя в агрессии.

Некоторые женщины предпочитают одну из стратегий, некоторые комбинируют их — например в конфликте или споре начинают с «сильной» позиции, а сталкиваясь с жестким отпором оппонентки, занимают позицию «Золушки».

Я знаю, что мое описание выглядит малоприятно. В то же время я не хочу демонизировать женщин, которые так поступают. Я думаю, что все мы в те или иные моменты своей жизни использовали или используем ту или иную стратегию, или обе из них. Потому что, повторю, наше общество полностью построено на власти и контроле, а значит, «нельзя просто так взять» и перестать использовать контролирующие стратегии. Тем не менее, я убеждена, что позиция радикальной феминистки или, если угодно, радикальная политическая позиция (что для меня одно и то же) несовместима с систематическим и нерефлексируемым использованием любой из них.

Мне известен всего один реально работающий способ разорвать этот бесконечный круговорот насилия, перестать осуществлять его самой и научиться противостоять ему со стороны других, в том числе других женщин. Этот способ — группы роста самосознания. То есть горизонтальное общение женщин, которые в спокойной и уважительной обстановке проговаривают собственные уязвимости.

Не нужно думать, что для создания группы роста самосознания нужны какие-то особые компетенции. Но не нужно и считать их такой же формой активистской работы, как публичная дискуссия или рабочее собрание активистской группы, и подходить к ним слишком формально. Группа роста — это то, что работает, в первую очередь, на ощущении доверия и безопасности. Любая женщина может пригласить в гости одну или двух подруг, чтобы поговорить об общем опыте материнства, или об отношении к макияжу и эпиляции, или об опыте использования контрацепции и как об этом договариваться с партнером. И настолько, насколько удастся построить горизонтальный разговор, в котором ни одна не будет доминировать, подавлять других, узурпировать слово, навязывать свою точку зрения — настолько это и будет группой роста. И настолько же это будет ударом по иерархиям и насильственным шаблонам, сидящим у нас в голове.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Написано Elenageier Оригинальное сообщение Пышные Пончики. Пышные Пончики. Когда собралась делать мои любимые пончики на завтрак семье, то обещала себе, что не дотронусь.. Если будет тяжело, то заклею рот лентой...Но не тут то было. Всё равно ...
Сами они не уйдут. Это должны понимать все, кто не хочет жить в Северной Корее. И если кто-то слышит слова «протесты ничего не решают, их уберут свои», то он слышит слова или идиота или провокатора-кургинянца. К сожалению, чтобы сдвинуть корабль с мели, его надо хорошенько раскачать. ...
на почтовых ящиках кто-то оставил? Положили, а не выкинули! Чтоб кто-то подобрал. Значит вещи нужные! Не пойму только, для чего. Подскажити, надо ли бечь, зоберать, пока никто не взял? ...
Судя по тому, как сейчас ведёт себя Трамп , он в теме и просто отыграл свою роль. Он успешно про-ал все, что возможно: президенство, парламент, его партия на грани развала. Все, кто способны были противостоять и сопротивляться, преданы, запуганы и находятся в растерянности . ...
Можно ещё назвать этот заметка: А Президент то голый! Я всё к сегодняшнему обращению Путина к народу. Вы знаете, меня тошнило от всего этого словоблудия с первобытнообщинным строем, где стариков и слабых съедали, с этим Джеком Лондоном и Спартой. Когда эта Спарта была и к чему она ...