Ради красного словца и 160 человек не пожалели
novayagazeta — 24.10.2014О том, как блогеры «утопили» российскую подводную лодку.
«Это может быть субмарина или маленькая подводная лодка. Это
также может быть ныряльщик, использующий некий подводный аппарат
типа мопеда, и это может быть дайвер, которому нечего делать на
нашей территории».
Разброс версий — от подводной лодки до ныряльщика —
настораживает. На следующий день выяснилось, что шведы сознательно
распространили недостоверную информацию о дислокации подводной
аномалии.
Журналисты шведской телекомпании SVT попытались найти место, откуда производилась фотосъемка «неизвестной подводной активности», и пришли к выводу, что информация, предоставленная военными, не соответствует действительности. В итоге представитель минобороны официально признал факт дезинформации: «Нельзя было показать, что мы знаем истинное положение объекта, чтобы не дать противнику козыри в руки», — говорится в объяснении, опубликованном на сайте оборонного ведомства.
На этой же пресс-конференции адмирал не подтвердил информацию о том, что речь может идти о российской подводной лодке, терпящей бедствие. «Пока мы не в состоянии определить государственную принадлежность объекта», — сказал контр-адмирал Гренстад.
Но — опоздал. К тому времени российскую лодку уже «утопили».
Как только стало известно, что минобороны Швеции что-то там ищет, к поисковой операции на дне Балтийского моря подключился интернет. Уже через несколько часов блогеры точно знали: в Балтийском море у берегов Швеции затонула российская атомная лодка «Дмитрий Донской». Или «секретная мини-подлодка ГРУ». Или, на худой конец, «новейший образец российского подводного флота «Тритон-НН».
Министерство обороны РФ не стало ждать понедельника и отреагировало
на ситуацию оперативно, категорически заявив, что с российскими
лодками все нормально и все они — далеко от территориальных вод
Швеции. «В штатном режиме выполняют боевые задачи». (На самом деле
наши лодки стоят в своих базах или на ремонте, но сути заявления
Минобороны это не меняет. Главное, ни на одной ПЛ нет нештатной
ситуации.)
Что удалось выяснить совершенно точно. Высокопоставленный
источник «Новой газеты» в штабе Северного флота, отвечающий за
подводные силы флота, утверждает, что все лодки СФ находятся в
данный момент в пунктах базирования.
Источник вообще исключил возможность маневрирования
атомных подводных лодок (подводный флот СФ в основном атомный) в
водах Балтийского моря — в связи с его небольшой глубиной.
Российские (а до этого и советские) атомные подводные лодки не
имеют права ходить на глубинах Балтики — по нашим родным
навигационным ограничениям.
Также источник прокомментировал информацию о том, что в водах
Швеции идет поиск российской разведывательной мини-подлодки
(секретные подводные силы разведки Генерального штаба МО РФ,
формально стоят на балансе флота с 86-го года). Единственный
носитель (лодка-матка) для таких мини-подлодок — ПЛ «Оренбург» в
данный момент ожидает ремонта. Другие носители — модернизированные
под эти цели лодки проекта БДРМ — на флот пока не поступили. Иных
носителей (в том числе надводных) в России нет и никогда не
было.
ПЛ «Оренбург»
Также, по информации «Новой», две из трех дизельных подводных лодок, дислоцированных на Балтийском флоте — Б-806 «Дмитров» и Б-227 «Выборг», — находятся, соответственно, на Кронштадтском судоремонтном заводе и на базе в Калининграде. Третья подводная лодка «Санкт-Петербург» находится в данный момент на Северном флоте.
Что касается катера спецназначения «Тритон-НН», то единственный головной образец этого проекта стоит в Нижнем Новгороде в конструкторском бюро «Лазурит» — прямо во дворе. «Лазурит» этот проект разработал, но Минобороны от него несколько лет назад отказалось. Катер предназначен для высадки десанта и спецназа, может развивать очень большую скорость.
Что еще важно.
У шведов потрясающие поисковые средства, в том числе
высокочастотные акустические станции, специально рассчитанные на
Балтику и ее глубины и легко обнаруживающие объекты на грунте. Так
что тот факт, что шведы уже несколько суток ищут и найти не могут
якобы аварийную российскую подводную лодку, — говорит скорее о том,
что никакой лодки, терпящей бедствие, видимо, и
нет.
К примеру, тот же «Дмитрий Донской», о котором пошел шорох с подачи фейкового аккаунта в твиттере, — атомная подлодка водоизмещением около 30 000 тонн и размером с два футбольных стадиона. Незамеченной попасть в Балтийское море, чтобы потом затонуть в территориальных водах Швеции, такой лодке было бы сложно.
Кроме того, мне сказали (и уж хотите верьте, хотите нет, но это — специфика опять-таки Балтики и ее глубин), что спасать людей, если бы российская ПЛ действительно оказалась в нештатной (аварийной) ситуации, стали бы даже наши. И стали бы сразу! Как раз потому, что Балтийское море — мелкое. Что принципиально важно в деле спасения. Запас прочности у наших лодок таков, что позволяет на глубинах Балтики подводникам прожить долго (это связано с давлением в отсеках). И в этих условиях не спасать их — просто глупо.
Ну и последнее.
К сожалению, катастрофическая репутация Министерства обороны России позволяет побеждать российскую армию без единого выстрела. Чем категоричнее отрицает пресс-службы МО РФ аварию, тем меньше ей верят. Особенно после истории с десантниками. Однако вся эта история с мифической лодкой показывает, что трагедия «Курска» ничему не научила не только власть (сейчас, 14 лет спустя, например, спасать подводников опять было бы нечем). Трагедия «Курска» ничему не научила и людей. На «Донском» экипаж — 160 человек. И их всех активные блогеры, по сути, похоронили. С легкостью, лишь бы лишний раз прокричать о том, как стране не повезло с президентом.
Чем хуже — тем лучше.
Елена Милашина
Редактор отдела спецрепортажей
|
</> |