Работа звукорежиссера в студии звукозаписи
holy_mozart — 19.04.2011 — ЛикбезПоэтому по просьбе одного моего френда я решил написать пост, в котором хочу рассказать, в чем заключается работа звукорежиссера в студии звукозаписи, на понятном для всех языке.
Процесс создания аудиотрека в том виде, в котором вы его получаете для прослушивания, состоит из четырех этапов:
- накопление;
- редакция и монтаж;
- сведение;
- мастеринг;
1. Накопление.
Накопление это непосредственная запись инструментов и вокала. Это важнейший этап, на котором нужно постараться максимально точно передать звучание инструментов в записи.
Для этого нужно понимать характеристики каждого инструмента, и знать какой микрофон лучше всего использовать, а также в каком положении он должен быть.
Для записи вокала и акустических инструментов чаще всего используют конденсаторные микрофоны. Это очень чувствительные микрофоны, которые работают на напряжении 48 вольт.
В зависимости от поставленной задачи, музыканты записываются либо отдельно, либо вместе. В любом случае наша задача получить запись каждого инструмента максимально чистым и отделенным от других сигналов. То есть если это звук гитары, то при прослушивании этой дорожки мы должны слышать только гитару и ничего лишнего.
Именно поэтому музыканты используют в студии наушники, в которых они слышат остальных музыкантов и метроном, по которому могут ориентироваться в темпе. А микрофон при этом ловит только полезный сигнал.
Чем лучше и качественней музыканты исполнят свои партии при накоплении, тем меньше работы на следующих этапах и тем лучше в итоге получается результат.
Ламповая обработка, иногда используется при записи барабанов.
После накопления мы имеем на компьютере множество аудиодорожек отдельно записанных инструментов, из которых должна сложиться одна композиция.
2. Редакция и монтаж.
Иногда на этапе накопления записывается сразу несколько дублей, чтоб в дальнейшем выбрать самый лучший. Именно на этапе редакции мы определяемся с лучшими дублями. Программа позволяет склеивать одну партию из разных дублей. Таким образом, мы выбираем самые удачные кусочки и составляем из них один идеальный дубль.
Однако часто случается так, что идеально сыгранного или спетого кусочка нет ни в одном дубле. В таком случае нам приходится заниматься редакцией существующих аудиодорожек. Практически всегда партии барабанов ровняются в программе, так как ни один барабанщик не может сыграть идеально ровно и обязательно хоть немного но ускоряется или замедляется.
Также многие вокалисты берут фальшивые ноты, которые мы также выравниваем по высоте, добиваясь идеального попадания.
В общем, любой инструмент мы выравниваем либо по высоте, либо по ритму. Внимательно отслеживается каждая дорожка на предмет посторонних звуков (щелчков, чавканья в паузах) и их устранения.
По окончанию этого этапа мы имеем полностью отредактированную сессию, где каждый инструмент играет ровно и без ошибок.
3. Сведение.
Сведение это процесс, при котором каждый инструмент должен занять свое положение в музыкальной композиции, и из множества дорожек образовывается одна стереодорожка.
О сведении сложно написать в двух словах. Это можно сравнить с приготовлением блюда, но, ориентируясь не на рецепт, а только на свой вкус. Представьте что вам дали определенный набор продуктов (вы их не выбирали) и вам нужно придумать из них вкусное блюдо. Вы решаете, в каких пропорциях должны сочетаться те или иные продукты, сколько и каких нужно специей, и нужны ли они вообще.
Приблизительно этим мы и занимаемся на этапе сведения. Каждую дорожку нужно определенным образом обработать, чтоб она не мешала остальным. То есть очистить от ненужного, как чистят овощи или фрукты от кожуры и косточек.
Затем вы решаете, с какой громкостью должен звучать каждый инструмент, возможно громкость будет меняться на протяжении композиции. В каком месте будет звучать инструмент, слева, справа или в центре.
Какой эффект можно добавить и в каком количестве. Соль и перец для звукорежиссера это реверберация и дилей (задержка, эхо).
Когда мы определились со всеми пропорциями остается смешать это блюдо. Для этого серьезные студии используют микшерный пульт. Само слово подсказывает нам назначение этого устройства. Миксер, которым смешивается множество аудиосигналов в один.
Часто музыканты знают сами в каких пропорциях они хотят слышать инструменты.
4. Мастеринг.
И наконец, мастеринг, заключительный этап создания аудиокомпозиции. Смешенный сигнал, который мы получаем после миксера еще недостаточно соответствует сегодняшним стандартам. Он не достаточно громкий, и не имеет достаточно ровную частотную характеристику.
Для этого используются приборы мастеринг обработки. Они подгоняют наши сведенные треки под один стандарт громкости и звучания. При мастеринге мы производим частотную коррекцию уже на всю композицию целиком, а не на отдельные инструменты.
При мастеринге так же ценятся ламповые приборы.
Мастеринг процессор DBX. Сейчас у нас другой прибор.
Приборная панель. Часть из них уже история для нашей студии, и заменены на более дорогие.
Звукорежиссер обязан хорошо разбираться в сложных коммутациях.
И понимать маршрутизацию, как и почему соединены между собой приборы.
На экране вы видите диаграмму частотной характеристики сведенного трека. В идеале все эти столбики должны быть приблизительно одной высоты. Это называется линейная частотная характеристика, которая наиболее приятна нашему уху.
Внизу шкала которая показывает средний уровень громкости сигнала, для того чтоб все аудиотреки можно было подгонять к единому стандарту громкости.
Конечно, я упустил множество важных моментов, иначе мне пришлось бы писать очень много. Но если у вас возникли какие-нибудь вопросы, вы можете их задать.
Оставить комментарий
https://bit.ly/2Td5Mlx
ПУТЕШЕСТВУЙ И ЗАРАБАТЫВАЙ ОТ 10 000 РУБЛЕЙ В ДЕНЬ
Гарантия возврата денег.