Работа со студентами (с точки зрения холодного утилитаризма)

топ 100 блогов navlasov21.01.2017 Когда сталкиваешься с вопросом о том, почему во многих вузах распространены такие явления, как чтение лекций по бумажкам (одним и тем же из года в год), болтовня "за жизнь" на семинарах и полное игнорирование научными руководителями своих подопечных, нельзя пройти мимо одного важного обстоятельства: с чисто утилитарной точки зрения преподавателю сегодня невыгодно работать со студентами.

В российских вузах - по крайней мере, на словах - действует давний и заслуженный гумбольдтовский принцип единства преподавания и науки. Сам по себе вполне адекватен. Вопрос, как всегда, в его конкретном применении на практике.

Сегодня базовая зарплата преподавателя, мягко говоря, невелика и фактически не может быть единственным источником дохода. Возможно, среди моих читателей найдутся люди, которые заявят "Ничего подобного, всегда есть возможность питаться по весне свежей травой!" либо "Хочешь денег - иди в бизнес, а не в учителя!" (с). Спорить с ними не буду, доказывать очевидные вещи никакого смысла и желания нет.

В этой ситуации преподавателю нужно искать либо дополнительные заработки, либо стремиться получить надбавки в своем вузе. За что выплачиваются эти самые надбавки? В подавляющем большинстве случаев - за достижение определенных наукометрических показателей. Количество публикаций в рейтинговых журналах, индекс цитирования, участие в грантовых проектах... Надбавки за качество преподавания обычно отсутствуют - ведь это показатель, который довольно трудно измерить. В итоге вместо гумбольдтовского единства возникает совсем не гумбольдтовское неравенство: преподавание оказывается бедной родственницей научной работы (вернее, деятельности по улучшению наукометрических показателей).

Само по себе стимулирование научной деятельности преподавателей - дело хорошее. Однако в рамках конкретной системы оно превращается в свою противоположность. Я не буду писать о платных публикациях в журналах списка Scopus, о "радости взаимного цитирования" (с) и подобных вещах - речь сегодня не об этом. Речь о том, что преподавателя сегодня поощряют, а зачастую и вынуждают бросать свои силы на достижение заветных наукометрических показателей.

При этом учебная нагрузка в российских вузах продолжает расти. Если в Москве и Петербурге с этим еще как-то полегче, то коллеги с Урала и Поволжья рассказывают о двадцати парах в неделю как о вполне нормальной практике. И в этой ситуации у преподавателя возникает естественный дефицит ресурсов, а вместе с ним и выбор: на что потратить свое время?

На качественную подготовку курсов и работу со студентами, согласившись при этом довольствоваться мизерной базовой зарплатой и рискуя потерять работу из-за невыполнения задач в сфере наукометрических показателей?

На достижение как можно более высоких наукометрических показателей и на дополнительную работу за пределами вуза, наплевав при этом на студентов?

С точки зрения утилитаризма выбор, думаю, очевиден.

Быть может, я предложил ложную дилемму, и существует третий путь, при котором можно успеть все? Думаю, многие знакомы с отдельными преподавателями наших вузов, которые качественно делают свою работу и одновременно многого добились в науке. Я тоже знаю несколько таких коллег. Они заметны издалека - но заметны именно потому, что их мало. За счет отдельных ярких личностей можно сформировать один блистательный коллектив. Но невозможно сформировать систему, в которой трудятся десятки тысяч работников. А мы сейчас говорим именно о системе.

Любые ресурсы конечны - это аксиома, которая не нуждается в доказательствах. В сутках есть только 24 часа. И, к сожалению, при нагрузке в двадцать пар в неделю (при условии их проведения на должном уровне) преподавателю не останется время на сон, не то что на науку. Да и десять пар, если вести их как следует, а не "по инерции" - это очень много. Как сказал один очень уважаемый мной профессор, декан гуманитарного факультета: "Мы можем требовать от преподавателя высоких научных достижений, если его нагрузка - один курс из двух пар в неделю в каждом семестре. Если его нагрузка втрое больше, ничего требовать мы не вправе".

Однако вузовские администраторы требуют. Весьма настойчиво. Используя пряник, но преимущественно кнут. И в этой ситуации у каждого преподавателя есть очень простой выход: делать то, чего хочет начальство. Не готовиться к занятиям. Вести лекции и семинары кое-как. Не читать работы студентов. Ведь это экономит массу времени! Если выставить всем "отлично" автоматом, нет нужды тратить время на проверку экзамена. Если наплевательски относиться к обязанностям научного руководителя, к тебе не придут новые студенты - и на них тоже не надо будет тратить время. Это легкий путь, и главное, он не чреват никакими рисками и открывает дорогу для достижений в других сферах. В тех, в которых труд конвертируется в некие материальные выгоды. Работа со студентами к ним, увы, не относится.

Сегодня преподаватели вузов, которые действительно стараются преподавать качественно и тратят на студентов много времени и сил, делают это в ущерб себе самим, вопреки объективно существующей системе стимулов. Результат мы уже наблюдаем во многих российских вузах и, думаю, продолжим наблюдать в обозримой перспективе.

Оставить комментарий

вольдемар 22.02.2019 20:21

https://bit.ly/2VdfnGd
Онлайн консультация сексолога
Гарантия возврата денег.
Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
В России запретили Свидетелей Иеговы, признав их аж экстремистами. До этого их запрещали в нацистской Германии и в сталинском СССР (в 1991 году СИ в России были признаны жертвами политических репрессий). Сейчас деятельность Свидетелей Иеговы запрещена по преимуществу лишь в самых ...
Почти 10 лет назад ты появился в моей жизни. Ты был такой взбалмашный, непредсказуемый, шустрый, но я так тебя любила. Ты приходишь в мою жизнь совсем неожиданно, как в поле цветочек расцвел. Мы верим, мы всегда хотим, чтоб жизнь была сюда обратной. ...
Дональд Трамп готов ввести реальные санкции против европейских кампаний, помогающих «Газпрому» укладывать его новую газовую трубу по дну Балтийского моря. И все в них ничего, если бы не одно «но». Вступят они в силу уже после того, как газопровод будет построен. А значит, они всего ...
Влюбленность от любви очень отличается. На столько сильно, что даже не понятно, ...
Друзья, это кулинарная подборка. Один или два раза в неделю показываю вам  новые кулинарные рецепты, которые недавно были опубликованы в блогах в ЖЖ и запомнились мне. justjullietta from Unsplash " title="Photo by justjullietta ...