Ромео изгоняют за убийство Тибальта из Вероны в Мантую (а
потом вестник из-за чумного карантина не успевает к нему с
посланием от Лоренцо и... нет повести печальнее на свете) - так и
сейчас удобнее, чем от Вероны либо через Верону, до Мантуи не
добраться. На плане города видно, что он со всех сторон окружен
даже не речкой, а полноценными водоемами типа прудов или озер - ну,
думаю, поброжу, устану, потом сяду на лавочке у воды, подбухну...
однако не судьбе отдохнуть бабушке и напоследок. Выхода к озерам
близ вокзала я не отыскал, а возвращаться искать альтернативные
пути уж поздно было. Поначалу мне городок показался совсем
безлюдным, но это лишь на пути к центру - возле
базилики
Сант-Андреа и ротонды
Сан-Лоренцо уже
кучковались экскурсанты-школьники, а далее, мимо палаццо подесты
дойдя до палаццо дукале и кафедрального собора, я наткнулся уже и
на толпы обычных интуристов.
Герцогский дворец
(клану Гонзаго принадлежавший - хотя Гонзаги, Эсте и Медичи,
враждуя порой, одновременно состояли друг с дружкой в непостижимых
степенях родства) оказался совершенно безразмерным, не то что
десятки, а сотни залов разной степени парадности, галерей и анфилад
отняли у меня и время, и силы, все они интересные, роскошные
(некоторые в процессе восстановления, правда), будь то росписи на
античную или зодиакальную тематику, декор стен, кессонированные
потолки (в том числе потолок зала "лабиринт" соответственно с
орнаментом в виде лабиринта...) и т.д., живопись и скульптура
прилагается, но какие-то без конца и без края; а выйдя наружу, я
понял, что
Камера дельи Спози с
росписями
Мантеньи в посещение дворца не входит и пришлось заново
туда проситься отдельно, что было успешно реализовано, только
подкосило физически бесповоротно. Напротив дворца и рядом с
Дуомо - т.н.
"домик Риголетто", к
Риголетто, ясень пень, отношения имеющий еще меньшее, чем "домик
Джульетты" в Вероне к героям Шекспира (там хоть действительно
какие-никакие Капулетти вроде бы обитали... - к нему я доползал в
прошлый приезд тоже из Венеции), но постройка номинально древняя, и
не дворцовая, в ней прописан туристический инфопойнт и выставочный
зальчик с бесплатной фотоэкспозицией прогрессивной тематики, а во
дворике установлена статуя герцогского шута (оригинальная пьеса
Гюго, от которой отталкивался Верди, между тем - "Король
забавляется", ее даже ставили в супербывшем - досеребренниковском -
театре им. Гоголя, и я видел этот драматический во всех отношениях
спектаклик...). Разбросаны по Мантуе и другие примечательные
строения, но многие палаццо в частной собственности либо заняты
госучреждениями и не принимают визитеров, а те, что принимают,
все-таки мне оказались недоступны; минуя живописные, залепленные
домиками речные берега, я добрался к
Палаццо Те и
прилегающему парку, когда музей успел закрыться, посмотрел на него
снаружи (внутри обещают какие-то "метаморфозы" - загадку я не
разрешил) и потащился на вокзал обратно, хоть Мантуя и чуть
доступнее Равенны, а все же пересадки в Болонье неудобные и долгие,
путь в оба конца времени занял больше, чем выпало на пребывание в
городке... куда я вряд ли еще попаду.