рейтинг блогов

Путевые заметки

топ 100 блогов fritzmorgen29.08.2010Путешествия Путевые заметки

Немного зарисовок из моёго маленького августовского путешествия по Прибалтике.

1. Ехал я из Петербурга, на своём автомобиле. Дорога до Пскова, в общем, терпимая, хотя и имеет всего по одной узкой полосе в каждом направлении. Регулярно встречались тошнящие 40-60 километров фуры, которые было страшно обгонять.

2. Обгонять было страшно, так как дорога петляет, видимость не очень, а встречные машины, при наличии свободного места, легко разгоняются до ста сорока. При этом привычки съезжать на обочину и пропускать едущих сзади у тошнотов не наблюдается.

3. Примерно в двухстах километрах от Петербурга мы поели в замечательном кафе "Емеля". Рекомендую – для придорожной еды очень неплохо.

4. На въезде в Псков стоит памятник войскам ВДВ в виде парашюта. Ещё в самом городе постоянно встречаются живые десантники – в характерных голубых беретах. У них там гнездо. В Петербурге, для сравнения, я десантников вижу далеко не каждый месяц.

5. Угадайте, как свернуть из Пскова на Ригу? Правильно: надо ехать по Рижскому проспекту до упора. А вот в Петербурге Рижский проспект никуда не ведёт: он совсем короткий и находится практически в центре города.

6. Тут губернатор Псковской области Андрей Турчак обиделся на блоггера и заявил, будто избиратели его деятельностью довольны (ссылка). Скажу так. Дороги в Пскове отвратительные: местами на троечку, местами на уверенную двойку. Например, регулярно приходится ехать по усыпанному гравием асфальту, царапая им едущие рядом машины. При этом ощущения нищеты в Пскове как-то не наблюдается – дорогих автомобилей и дорогих домов довольно много.

7. Невооружённым взглядом видно, что губернатору на дороги просто положить с прибором. Ещё пример: по дороге обратно я проехал весь Псков и километров 50 после Пскова, так и не увидев ни одного знака "гостиница". Пришлось останавливаться и расспрашивать о близлежащих мотелях местных жителей голосом.

8. Кстати, двухместный номер в мотеле рядом с Псковом обошёлся в 1'000 рублей. Был ещё номер поменьше за 800. Но дальнобойщики всё равно ночевали в своих фурах. Надо полагать, опасались оставлять машину в одиночестве.

В Латвии и Литве гостиницы стоили раза в два так дороже, однако и номера были гораздо больше и лучше.

9. От Пскова до границы с Эстонией – несколько десятков километров. Дорога была нормальная и, к счастью, практически пустая. Одна заправка есть за сорок километров до границы, ещё четыре заправки – перед самой границей, в Шумилкино.

10. Бензин в Прибалтике стоит 45-50 рублей. Поэтому на границе всегда стоит очередь "бензинщиков": жителей Эстонии, которые покупают бензин у нас, чтобы продать/использовать его дома. За день можно при известной удаче сделать две ходки. Имея бак в шестьдесят литров и разницу в цене бензина в 20 рублей, это даёт 2'400 рублей в день, минус потраченный на дорогу бензин.

11. Надо понимать, что голь на выдумки хитра. Некоторые пассаты идут и с баком на 120 литров. А в Путевые заметки [info]spb_auto мне рассказывали про апгрейженный мерс с баком на 280 литров.

12. Перед самой границей я заправился на колонке ПТК. Стоял в очереди из двух человек минут пятнадцать, после чего мне залили 7,5 литров туда, куда должны были, по моим подсчётам, поместиться только 4 литра. На мой недоумённый вопрос "как же так" кассирша смущённо улыбнулась и опустила глазки вниз, как пойманная на воровстве школьница.

13. Все эстонцы, латыши и литовцы, которые мне попадались, были очень приветливы и дружелюбны. Например, сразу на таможне я встал в общую очередь. После чего из машины передо мной вышла бензинщица и с лёгким акцентом объяснила мне, что русских пускают без очереди, и мне стоять не нужно.

14. Я проехал вперёд и – действительно – русских пускали без очереди. Точнее, как объяснила мне таможенница, она пускает "через одного": одного русского и одно бензинщика. Чтобы не создавать социальной напряжённости.

15. Ещё пример "угнетения русских". В Риге на заправке отдельно стоящий пластиковый сортир оказался запертым на ключ. После непродолжительных поисков оказалось, что это сортир не от заправки, а от веломагазина. Однако в ответ на мою просьбу воспользоваться удобствами, продавец веломагазина не послал меня куда подальше и не затребовал денег, а любезно открыл нам его.

16. Впрочем, разумеется, я был туристом. Местные жители, подозреваю, имеют о национальном вопросе особое мнение.

17. Саму таможню, как русскую, так и эстонскую, я прошёл безо всяких проблем, где-то за полчаса обе. Страховку не спрашивали, гринкарту не спрашивали, таблички "РУС", которой у меня не было, не требовали. Попросили только загранпаспорта и техпаспорт на машину.

18. Таможенники были вежливыми и дружелюбными, с обоих сторон.

19. Чисто для справки: население Эстонии – 1,3 миллиона человек, население Литвы – 3,5 миллионов, население Латвии – 2,3 миллиона. Население Калининграда – 940 тысяч.

20. После переезда границы сразу бросается в глаза разница в дорогах. У нас дороги бывают самые разные: от плоских как зеркало до совершенно отвратительных колдоёбистых и грязных. В Прибалтике же всем дорогам можно ставить твёрдую тройку или четвёрку.

С одной стороны, ничего, похожего на автобан там нет и близко: всё довольно скромно. С другой стороны, и дорог "на двойку" там тоже нет. Ямы оперативно заделываются, щебень и грязь отсутствуют.

21. Главная разница наблюдается на обочинах. В России саму дорогу делают, а на обочины почти всегда кладут болт. В Прибалтике же обочины чистые, со специальными столбиками.

Более того. Постоянно попадаются дорожные рабочие, которые убирают обочины или подстригают на них траву. У нас таких рабочих я вижу крайне редко и только в зимнее время года.

22. Отдельных слов заслуживает разметка и знаки. Сразу видно, что в Прибалтике чиновники, отвечающие за разметку, не имеют блатных корочек и вынуждены ездить по правилам. Знаки и разметка составлены так, что их и в самом деле можно соблюдать.

Для сравнения: проехать по трассе Псков-Петербург и ничего не нарушить можно только одним способом – ехать всё время в своей полосе и никого не обгонять в принципе. Так как регулярно встречаются подставы типа разрешённого для обгона участка длиной... в сто метров.

23. Если учесть, что за выезд на встречку у нас положено лишение прав, складывается впечатление, будто разметку делали сами гаишники, с целью нарубить побольше денег с водителей.

На самом деле, разумеется, это не так. Просто, повторюсь, клоуны, которые отвечают у нас за разметку, ездят с корочками: из-за этого они тупо не понимают, почему ездить по их знакам и разметке невозможно.

24. Заканчивая с дорогами: в Прибалтике, судя по всему, на дорогах сильно экономят. Однако выделяющиеся скромные средства тратятся там с умом.

25. Русских машин в Прибалтике много. В основном, я видел московские номера, на втором месте – Калининград (39-й регион), на третьем – Петербург.

26. Любопытный факт: в Прибалтике на трассе очень много голосующих. Мы, например, подвезли на 30 километров какого-то молодого латыша фермерского вида, который всю дорогу что-то рассказывал нам по-латышски.

27. Кстати, об языке. Люди за 40 знают русский язык по умолчанию, причём знают хорошо: на уровне носителей. Молодёжь же русского или не знает вообще, или говорит с трудом, испытывая явную нехватку словарного запаса.

28. Пара слов об аборигенах. Нас слегка удивила принятая в Прибалтике форма одежды. Сложилось впечатление, что все одеваются как на праздник: в чистую и аккуратную одежду. Лично я в своих переделанных из джинс шортах и старых кроссовках чувствовал себя чуть ли не бомжом.

29. При этом бомжей, гопников, бандитов и прочих асоциальных элементов я в Прибалтике практически не видел. Не видел я там и характерных для россии "нехороших" машин, типа тонированных в усмерть чёрных джипов с чиновничьими номерами.

30. Да, о нарушителях. Жители Прибалтики – тоже люди, и определённая хитрожопость им, разумеется, присуща. Правила дорожного движения, например, они нарушают. Однако нарушают они по-европейски аккуратно, не мешая остальным водителям и не создавая опасных ситуаций.

Лично я думаю, что привычка вести себя прилично связана как раз с отсутствием на дорогах блатных машин, которым в России можно всё.

31. Два раза меня останавливала полиция. Один раз – в Литве, проверить документы. Второй раз – на выезде из Литвы, когда я проехал несколько километров не в ту сторону и упёрся в границу с Латвией. Оба раза полицаи были весьма приветливы и, скажу больше, даже простили мне небольшое правонарушение, которое я по своему неведению допустил.

Повторюсь, на всякий случай, ещё раз. Русофобских настроений за все две с половиной недели отпуска я не заметил ни разу.

32. Если ехать из Пскова в Клайпеду, то складывается впечатление, будто Латвия и Литва населена исключительно фермерами. Вдоль трассы идут сплошные аккуратные поля и маленькие домики. Машин очень мало.

Вообще, одно из главных положительных впечатлений от поездки – отсутствие людей. Только отъехав на несколько сотен километров от Петербурга я понял, как же сильно наш мегаполис перенаселён.

33. Кстати, на одном из привалов я сфотографировал любопытный камень (на фото к посту). Объясните мне, пожалуйста, откуда берутся такие камни?

34. Выезжая из России я сделал глупость – не посмотрел, какая в странах Балтии валюта. Я почему-то был уверен, что там уже евро.

На самом деле, в Эстонии – кроны, в Латвии – латы, а в Литве – литы. При этом в кафе и магизинах требуют расплачиваться исключительно в национальной валюте, а евро берут крайне неохотно.

35. Пока я не поменял деньги, выручала карточка, которую принимали везде. При этом, что меня поразило, расплачиваться карточкой было даже быстрее, чем наличными. Привычной в России минутной возни с чеками не было: карточка "прокатывалась" за несколько секунд.

36. Пара слов о гостиницах. Я заказывал гостиницу через сайт Booking.com. Однако по приезде выяснилось, что я это сделал напрасно. Так как гостиниц в Прибалтике много, а туристов мало. Гораздо проще и дешевле выбрать нужную гостиницу прямо на месте.

37. В качестве иллюстрации: я заказал гостиницу заранее, сразу на все две недели. По приезду однако выяснилось, что там проблемы с Интернетом и ещё много с чем. Проблемы, разумеется, в итоге решились, но если бы я заранее ничего не бронировал, мне было бы проще.

38. В Литве на въезде в каждый приморский город стоят автомобили с табличками "NUOMA" – "наём". У них можно снять квартиру или комнату.

39. Да, по поводу моря. Несмотря на температуру в 30+ градусов, море было прохладным. И даже в бассейне было всего 22-23 градуса. Если вы ищете именно пляжный отдых, Балтийское море, пожалуй, вам не подойдёт. Тем более, что пляжи весьма далеки от совершенства.

Зато, повторюсь, тишина, природа, порядок и цивилизация в Прибалтике вполне на уровне.

40. Отдельного упоминания заслуживает литовский язык. По звучанию он очень похож на наш: никаких особенных звуков и интонаций там нет – если не вслушиваться в речь, то литовский от русского неотличим.

Вместе с тем, в литовском очень много понятных без перевода слов. "Telefonas", "tramvajus", "trosas" – "телефон", "трамвай" и "трос", соответственно.

Значение ещё кучи слов становится понятным, если немного подумать. Например, "kada" – это "когда", а "mada" – это мода.

41. Короче, мне понравился литовский язык. Жил бы я в Литве, выучил бы его непременно.

42. Впрочем, маленькая страна – это маленькая страна. По телевизору многие фильмы/сериалы идут без перевода, с литовскими субтитрами. А в книжных магазинах очень много русских книг.

43. Полагаю, кстати, что без собственного языка не было бы и отделения Литвы от СССР.

Чисто для справки: у нас, в Петербурге тоже есть свои националисты, движение "за свободную Ингрию" (ссылка). Однако все ингерманландцы говорят на русском, поэтому всерьёз отделение Петербурга и Ленобласти от материковой России никто даже не обсуждает.

44. Литовский язык весьма близок латышскому. А вот эстонский – уже родственник финского языка. Я был весьма удивлён, когда эстонская девушка на заправке начала считать финскими числительными: юкси, какси, кольме...

45. Большое впечатление производят местные кафе. При весьма демократичных ценах и невысокой посещаемости, почти все они имеют довольно дорогой и качественный ремонт, который в России встречается только в ресторанах.

Из-за этого во многих кафе наблюдается стойкий запах многолетних кредитов, если вы понимаете, о чём я.

46. Да, забыл ещё сказать про евро. В Литве, например, установлен фиксированный курс лита к евро. Поэтому поменять евро на литы можно практически без потерь. А вот на русские рубли и на другие валюты курс в маленьких обменниках, мягко говоря, неласковый.

Впрочем, повторюсь, карточки принимают везде. Так что, возможно, кому-то будет проще не париться с обменом, а платить везде по карточке. Благо курс, по которому деньги автоматически меняет банк, вполне себе гуманный.

47. На улицах в Паланге, где я отдыхал, меня окружали исключительно белые лица. Ни южан, ни азиатов, ни негров, ни арабов практически не наблюдалось. Куда ни глянь – сплошные славяне и арийцы.

При этом местные жители поражают своим удивительным спокойствием. Нервных, расстроенных или скандалящих литовцев я за всю поездку не видел ни разу.

48. Географически снизу слева от Литвы – Польша, а снизу справа – Беларусь (которую литовцы называют Baltarusija). Поэтому на улицах много машин с польскими и белорусскими номерами. Ещё часто встречаются немецкие номера. В парке аттракционов обслуживающий персонал жил в трейлерах с венгерскими номерами.

А ещё один раз я видел праворульный BMW... из Англии. Кому понадобилось везти пруля из Японии в Англию – ума не приложу.

Кстати, многие путаются в сокращениях LV и LT. Знаете, как запомнить, где Латвия, а где – Литва? Ведь в обоих словах есть как буква "Л", так и буква "В" и буква "Т".

Нужно просто перевести названия стран на английский: Latvia и Lithuania. Тогда станет ясно, что сократить Lithuania до LV никак невозможно.

49. Вообще, в Европе сейчас кризис. И Прибалтика пострадала от этого кризиса сильнее всего. Мало того: население Прибалтики стремительно тает. Молодёжь предпочитает уезжать в западную Европу, благо для этого им не нужна даже виза – Латвия, Литва и Эстония входят в Шенген.

В принципе, этот кризис чувствуется. Например, видно много замороженных строек.

50. Часто, рассуждая про Европу, говорят что-то вроде "если бы у нас было столько денег, то и у нас было бы как в Европе".

В этом плане Прибалтика весьма показательна. Денег там ощутимо меньше, чем в России, а вот порядка – гораздо больше. Как я уже писал выше, это чувствуется, в первую очередь, на дорогах.

Ещё для меня были настоящим шоком бесплатные пластиковые туалеты, расставленные в разных местах. Вы мне, наверное, не поверите... но там внутри было чисто. В Петербурге такое возможно, только если рядом стоит строгая бабка-билетёрша.

51. Забыл рассказать о ценах. Если не считать пятидесятирублёвого бензина, то цены в Литве были ниже российских. Вымыть машину – 170 рублей. Плотно пообедать на одного человека – 200 рублей. Покататься на игрушечном поезде – 50 рублей. Взять на прокат двухместный веломобиль – 110 рублей в час.

52. Подводя итог, поездкой я остался доволен. Если, скажем, в Египет я бы возвращаться совсем не хотел, то вот Прибалтику я однозначно для посещения рекомендую.

PS: В Воронежской области убили двух и ранили одного сотрудника милиции.

Версия выжившего майора: остановили телегу для проверки документов, шестеро неизвестных набросились с ножами.

Версия убийцы: сотрудники милиции не справились с управлением, врезались в телегу. Вышли из машины, начали избивать водителя телеги. Тот лежал спокойно, но когда сотрудники милиции начали избивать его жену, достал нож и зарезал двух милиционеров, а одного ранил, после чего уехал с места проишествия, чтобы его прямо там не замочили люди в погонах (подробнее).

View Poll: Менты или уголовники


PPS: Сдавшийся убийца милиционеров пока жив. Известный блоггер Наталья Хилл собирает деньги ему на адвоката вот здесь (ссылка).

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В Мадриде и Барселоне все ходят под кайфом:) Все дело в том,что в воздухе этих испанских городов,после некоторых исследований учеными были обнаружены следы кокаина и ЛСД..Что там творится если в воздухе уже кокаин с ЛСД летают?:) Совсем зажрались:) ...
К ороче, Дзен расторг со мной договор о монетизации канала, посвящённого садовому участку в Севастополе. Не устроили администрацию мои селфи с развёрнутым паспортом в руках, которые вдруг потребовались для подтверждения личности. Ну, нет так нет. Впрочем, канал влачил довольно ...
Имя величайшей оперной певицы ХХ века Марии Каллас всегда было овеяно легендами. Всю жизнь она давала поводы для сплетен: и тогда, когда ей удалось сбросить вес с 92-х до 64-х кг, а способы снижения веса она держала в тайне, и когда , еще будучи замужней, она отправилась в морской ...
Как начались эти дурацкие локдауны, все эти запреты на выход из дома, в парк не ходи, в море не купайся, я растерялась от безделья и начала печь всевозможные пироги и торты и за пару месяцев набрала восемь килограмм. Это было ужасно. Я толстела прямо на глазах. Когда вся одежда стала ...
На фоне обострившегося противостояния между ВСУ и террористами в районе Ясиноватской развязки из России на оккупированную территорию Донбасса перебрасывают дополнительные подразделения отборного мяса. Так, согласно данным группы " Информационное сопротивление ", в район Докучаевска на ...