Съездил тут на 3 недели в Европу! Сербия, Греция, Франция, Швейцария, Италия. Оказалось, туризм в Европе возможен даже сейчас! Написал небольшую инструкцию, как въехать в Европу и путешествовать по ней в 2021 году.
Путешествие по Европе в эпоху ковида. Написал инструкцию, как въехать и
griphon — 26.03.2021 — КоронавирусТак вот. Несмотря на то, что большинство границ до сих пор закрыты, что на прямые рейсы в Рим или Амстердам вас даже не посадят, не всё так печально. Есть три легальных пути попадания в Счастливый Западный Мир с обычной туристической шенгенской визой (тип С)!
1) Транзит через Хорватию. Ещё недавно это была
самая популярная «лазейка». Хорватия открылась для россиян в конце
лета 2020, а это уже - Евросоюз. Из неё можно было лететь куда
угодно дальше. Хоть в Мадрид, хоть в Брюссель, внутри Евросоюза
жёстких проверок нет. Сейчас, стало сложнее: Хорватия пускать в
саму себя перестала, но разрешает транзит 12 часов. При этом уехать
транзитно можно только по земле. Т.е. путь выглядит так: вы
прилетаете в Хорватию, дальше едете в Словению на поезде или
автобусе, и оттуда уже куда кривая европейской мечты выведет.
Обратите внимание, что 12 часов считают очень внимательно. Поэтому
ваша задача подгадать с рейсами самолётов и наземных транспортов
так, чтобы в этот срок уложиться.
2) Прилёт в Грецию. На данный момент, Греция – единственная страна, пускающая с туристическими целями. Более того, она даже, вроде, выдаёт визы! Если у вас нет Шенгена, это сейчас единственный способ его получить.
Для въезда обязательно заполнить специальную PLF -форму и сделать PCR-тест. Форма нужна как раз для отсчёта той самой квоты в 500 человек. Её, вроде, собираются увеличить до 4000, но по факту и сейчас никаких проблем попасть в неё - нет. Судя по всему, она и близко не выбирается. Более того, чтобы заполнить форму вам в любом случае потребуется сначала купить билет и указать номер рейса. Так что можно не волноваться по этому поводу.
Греция – уже Шенген, значит дальше можно куда угодно, но есть нюансы. О них ниже!
3) Транзит через Австрию. Способ довольно муторный, но возможный. Австрия разрешает транзит, если у вас есть билеты в третью страну, куда можно въезжать. Например, самый популярный способ – купить автобус в Белград (Сербия). Можно также взять сдаваемые билеты в Афины из Вены. На въезде пограничники смотрят внимательно факт наличия транзита. А недавно австрийский полицейский (!) стал проверять документы и пристально допрашивать пассажиров ещё перед вылетом в Шереметьево у стоек регистрации! Без его добра на самолёт не сажают. Но попав в страну, вы уже не будете никем контролируемы и сможете идти на все 4 стороны.
Перемещение внутри Шенгена.
Если вы попали в одну из евростран, то дальше уже перемещаться несколько проще. Но будьте внимательны! У каждой страны сейчас свои правила въезда и нахождения в ней. Рекомендуется их тщательно изучить. А также следить постоянно не изменилось ли чего – ситуация меняется как в одну так и в другую сторону постоянно.
Большинство стран требует свежий PCR -тест даже если вы прибыли из другой страны Шенгена. Это несколько осложняет перемещения самолётом. Тесты в Европе дорогие (от 50 евро), а часто вообще их и непросто сделать.
Пересекать границу наземно на общественном транспорте или машине несколько проще, но тут часто тоже бывают проверки, где тоже этот тест могут потребовать. А может проверки и не быть никакой. Так я въехал в Италию из Швейцарии на поезде, и хоть бы кто мною поинтересовался.
Проще всего переходить границу пешком всякими козьими тропами, особенно в городах, расположенных по обе стороны от неё. В общем, я несколько раз именно так и делал – по периметру тут ничего не охраняется, хотя на самых оживлённых проходах и тут случаются эпизодические проверки.
Нахождение внутри Шенгена .
Повторюсь, что стоит внимательно прочитать правила въезда и нахождения в каждой из стран, которые вы ходите посетить. Где-то можно свободно ходить весь день, даже маску не надо на улице носить (Швейцария), где-то комендантский час (с 18 часов во Франции с 21 в Греции), где-то вообще не заселяют в гостиницы без командировочного листа (Германия), где-то нужно заполнять форму для любого выхода на улицу. Штрафы - большие, так что не попадайтесь.
Помимо правил также очень полезно изучить правоприменительную практику: за чем следят, за что штрафуют, а на что смотрят сквозь пальцы. Потому что сами ограничения могут вас сильно напугать, но по факту, контроль над большинством из них часто практически никакой.
Тесты на ковид!
Это самое важное, они нужны при въезде практически в любую страну. В подавляющем большинстве случаев подходит только PCR -тест! Никакие другие тесты приняты не будут. Обязательно убедитесь, что на вашем тесте будут эти три заветные буквы, в противном случае лучше ищите другое место, где его сделать (я так промахнулся один раз). Исключение – Нидерланды, которые требуют упрощённый, более дешёвый тест.
Тест должен быть напечатан (электронный вариант не подходит) и либо иметь печать сделавшей её компании, либо куар-код. Тесты должны быть сделаны не более чем за 72 часа до момента прилёта. Был свидетелем как не сажали на рейс пассажиров, у которых он был только в электронном варианте.
Имейте в виду, что тесты – дорогое удовольствие. В Москве в аэропортах его стоит сделать 2700 рублей (можно 1800 если заранее, за сутки, но надо для этого специально приезжать лишний раз в аэропорт). Экспресс-тест делается за 1,5-2 часа, поэтому нужно приезжать в аэропорт сильно заранее.
Важно! Тесты нельзя оплатить на месте – вы должны предварительно заказать и оплатить его на специальном сайте. Если вам удобно, можно сделать также в офисе на ул. Вавилова, или в частных клиниках типа «Гемотеста».
В европейских городах тесты ещё дороже! В Афинах PCR -тест стоит 60 евро, но мне он обошёлся в 50 – скидка для пассажиров Аегеана (они ещё дают промокод 10 евро на следующий полёт, так что, может выйти даже 40). В Вене тест стоит вообще 100 евро. В Милане, как оказалось, ПЦР-тесты в аэропорту не делают вообще – надо искать какие-то специальные клиники, которые обычно работают только по будням и готовят результаты очень долго.
Все тесты, формы, документы всегда проверяют на вылете сотрудники авиакомпании. Поэтому, если что-то не так, то вас скорее не то, что не пустят в страну, а просто не посадят на самолёт.
Кстати, по пути вам всё время придётся заполнять всякие формы, бланки, где указывать все свои подробные данные. Их собирают разные страны, авиакомпании; что они потом со всем этим делают – не очень понятно. Но будьте готовы иногда на них потратить лишнее время.
А сейчас расскажу про свой маршрут. Вкратце он выглядел так:
Сербия, Греция, Франция, Швейцария, совсем чуть-чуть Германии,
Италия.
Скажу сразу, виза у меня была, так что этот шаг мне решать не пришлось. Ещё в 2018 году французы мне дали Шенген на 5 лет. Собственно, его наличие и подстегнуло что-нибудь такое придумать – жалко же, что уже больше года он не используется. В качестве основной страны была выбрана Швейцария: во-первых, я там ещё не был, во-вторых, там много транспортных интересностей, в-третьих - языковых интересностей, ну и, наконец - природных и архитектурных. Осмотру всего этого не должны мешать ковидные ограничения.
Попасть я, сперва, думал первым вариантом, но позже склонился ко второму. В конце концов, в Афинах, и вообще, в Греции, я ещё не был. А в Хорватии был 2 раза, ну и как-то это более нервозно бы выходило.
Неудобство у Греции лишь одно – она изолирована от других шенгеностран. Из неё тоже надо лететь. У Швейцарии до последнего момента были строгие правила по прилёту – могут посадить на карантин (и они реально отслеживают присутствие тебя дома по сотовой связи и транзакциям карты). А вот в соседней Франции проще – ну, значит, летим туда.
За месяц и Франция и Швейцария немного ужесточили правила въезда. Во Францию теперь стало нельзя не жителям ЕС попасть не из шенгена и (малозаметное уточнение) тем, кто последние 30 дней из них был не в Шенгене. Осталась маленькая лазейка в виде транзита в одни сутки, поэтому я на всякий случай взял сдаваемый билет «Париж – Женева». Швейцария же сажает приехавших по земле на карантин, если они были до этого момента в определённых странах и регионах соседних стран. России и Греции там не было, но был Иль-де-Франс – столичный французский регион. Так что стало критически важно перейти границу незаметно.
1. Покупаю билет «Москва – Стамбул – Афины» на «Турецкие Авиалинии», и к нему через 2 дня пристыковываю рейс «Афины – Париж» Аегеана. Через несколько дней мне приходит письмо, что билет отменён и мне вернут деньги. Как позже я выяснил, турки и греки опять поругались, и рейсов «Стамбул – Афины» в реальности уже нет несколько месяцев. Однако они продолжают отображаться в расписании. Это стоило мне некоторых нервов по выбиванию денег из агента-посредника, захотевшего комиссию за возврат, но всё закончилось благополучно.
2. Беру новый билет на сербов через Белград. Увы, вышло дорого – почти 18 тыс., в два раза дороже, чем несуществующий турецкий билет. Но отступать некуда. Слава Богу, перелёт из Афин удалось подвинуть вперёд на несколько дней совершенно бесплатно.
3. За день до вылета специально съездил в Шереметьево сделать тест. Чтобы вышло дешевле и надёжнее (фиг знает, вдруг очереди какие в последний момент).
4. Посадка на Белград. Во избежание лишних вопросов и подходов к стойкам, все регистрации делал онлайн заранее. В зоне посадки меня специально вызвали по громкой связи чтобы убедиться в наличии теста. Но вот, летим!
5. Долго думал, выходить в Белграде или нет. Сербия сейчас полностью открыта. И, с одной стороны, хочется по любимому городу пройтись и, вообще, хорошая погода, с другой – Сербия тоже в списке стран, после которых отсылают на карантин в Швейцарии. Но у меня 2 паспорта, поэтому выхожу – не торчать же 8 часов в транзитной зоне.
6. На погранконтроле требуют только тест и свободно пропускают. Белград оставил странное впечатление – вроде народу много ходит по центру, но всё закрыто, редкие кафе только на вынос. Какое-то сюрреалистичное ощущение от этого всего. В общем, съел плескавицу и отправился обратно в аэропорт.
7. На вылете в Афины тщательно смотрят всё: визу, тест,
плф-форму. Сверяют по несколько раз. На рейс поставили какой-то
совсем мелкий кукурузник, в котором толком не вмещалась ручная
кладь.
8. Прилетаем в Афины. Смотрят тест и отправляют на повторный тест. После погранконтроль: «где будете жить, куда дальше едете?». Случайно брякнул, что во Францию лечу, но потом поправился, что основная цель, всё-таки, Афины. Хорошо. И вот я в Евросоюзе! Ура! Заграничные путешествия, всё же, возможны!
9. Несмотря на то, что Греция всех пускает, официально порядок тут жёсткий. Для выхода на улицу надо заполнять специальные бланки, везде носить маску, а по прилёту надо вообще садиться на 7 дней на карантин. Сами понимаете, насколько чудовищна мысль быть в древнем интереснейшем городе и не выходить из своего номера аж целую неделю! Многие, поэтому, оставляют на Афины всего один день и сразу летят дальше, чтобы не рисковать. По факту же, никакого контроля за соблюдением карантина нет – я спокойно ходил 3 дня по всему городу, никто мной не интересовался. Единственная вещь, за которой действительно строго следят – маски. Их тут нужно носить всё время, а если вы «рискуете» как я, лучше не снимайте.
10. Кроме того, тут комендантский час! В будние дни с 21.00, а в выходные – с 18. Кафе работают только на вынос, непродуктовые магазины открыты, но торгуют через «цепочку». Зайти внутрь нельзя, нужно попросить продавца принести то, что тебе нужно.
11. В Афинах нужно делать новый тест. Только тут узнаю о его безумной стоимости, но другого выхода нет. Можно бы, конечно, было оставить на Афины только день, тогда бы ещё действовал московский тест. Но, с другой стороны, показывать лишний раз в Париже, что я только прилетел из не-ЕС, тоже не стоит. Здесь тоже нужно бронировать тест заранее (можно за день), и лучше выбрать какой-нибудь пункт в городе. В аэропорт проезд стоит дорого, если вы выбрали его, то вам придётся платить ещё от 11 до 16 евро за дорогу туда-обратно.
12. Вылет в Париж! Снова на вылете сотрудники авиакомпании проверяют тест и визу! Их же проверяют и на прилёте. Для паспортного контроля у меня готов распечатанный женевский билет, но пограничник вообще ничего не спросил – посмотрел визу и вернул паспорт!
13. Франция! Тут бумажек никаких писать не надо. Но тоже всё закрыто, всё только на вынос, а комендантский час с 18 вообще каждый день! Маски обязательны везде, только если не на физической прогулке в парке или на велосипеде.
При этом, после 18 транспорт работает, и если у тебя есть
уважительная причина, можешь им пользоваться. Если у тебя билет на
поезд, ты также можешь следовать до него и от него. В Париже в 7
вечера, в метро было не протолкнуться. Несмотря ни на
что.
Помимо Парижа посетил также и Лион. Откуда до Женевы
оставалось совсем немного. В Лионе бывал раньше 2 раза, но все
равно и третий приятно прогуляться.
14. Ну а дальше было проще. Добравшись до швейцарской
границы, я перешёл её в Женеве,
и ещё несколько раз переходил туда-обратно в районе
Базеля.
В Швейцарии, вообще, всё мягче. Кафе, конечно, тоже все
только на вынос, но больше никаких ограничений нет. Некоторые
музеи, типа музея транспорта в Люцерне даже
работают.
Маски нужны только в общественных местах.
Сама Швейцария - это какое-то запредельно зашкаливающие
количество красоты! Здесь совершенно всё: города, природа, железные
дороги, городской транспорт.
Провёл суммарно в Швейцарии 12 дней и не
переставал восхищаться великолепием всего этого. Обязательно
расскажу подробнее про всё
это.
15. За всё путешествие только один раз остановили менты - около ж.д. вокзала Базеля. Сказывается близость границ, видимо. Попросили показать паспорт. Наличие визы и то, что я въехал на тот момент 2 недели назад, их вполне устроило.
16. Выезд из Швейцарии в Италию. Ехал на поезде «Беллинцона – Мальпенса», ожидал контроля и проверок. Но не было вообще ничего.
17. Насчёт Италии я что-то вообще не заморачивался и не выяснял что там и как. Знал только, что разрешён транзит 36 часов, которым я и думал воспользоваться, прибыв в Милан, и на следующий день улетев из него. Но форс-мажор, о котором я расскажу отдельно, заставил меня остаться в этой благословенной стране ещё несколько дней. Тем не менее, я ездил спокойно куда хотел, а в какой-то момент узнал, что вся Италия поделена на цветные зоны, и север, где я нахожусь, вообще в красной! Это значит вообще нельзя перемещаться между регионами, да и на улицу особо без лишней надобности не выходить. Но как раз тот случай, когда все уже от этих ограничений устали, и полиция не особо достаёт граждан проверками. На улицах обычная жизнь:людей ходит много, транспорт не пустует, кафе на вынос работают: в общем, даже не скажешь, что что-то не так.
18. Забавным вышло и возвращение. Долго искал обратный билет, но оказалось, что дешевле всего попасть из Милана в Россию через... Грозный! Само по себе уже это очень оригинально, плюс - это единственный регион европейской России, где я ещё не был. Так что, вот, после собора Дуомо, театра Ла-Скала, вокзала Милано-Чентрале оказался вот здесь!
Впрочем, гулять тут не стал. Переночевал в хостеле и сразу обратно в аэропорт и домой. Как-нибудь в другой раз осмотрю Чеченскую республику, сейчас не время перебивать впечатления. Кстати, такой рейс мне уже предлал турецкий Pegasus, когда я 2 года назад возвращался из Дели.
Так что вывод: можно ехать. Путешествия по Европе сейчас сложны, но вполне возможны! Но лучше минимизировать количество перелётов между странами, а в некоторых случаях – и число самих стран на маршруте. Конечно, путешествия по Европе обойдутся вам, скорее всего, дороже, чем обычно: самолётов мало, цены высокие, маршрут надо тщательно продумывать. Но что касается бюджетных способов, тут тоже всё хорошо: автостоп работает, коучсёрфинг работает (хоть и похуже, чем обычно, мне некоторые отвечали, что они сейчас не вписывают из-за ковида).
И да, Лувр с Колизеем вы не посетите, и в ресторане на
Эйфелевой башне не поужинаете. Но зато посмотрите, как переживают
пандемию в разных странах, что само по себе весьма познавательно с
путешественнической точки зрения. Ну и заодно увидите вечные города
без толп туристов, в исходном, можно сказать, состоянии. А это тоже
многого стоит.