Пушки вместо масла

топ 100 блогов augean_stables27.09.2024 Первые прикидки по бюджету-2025

Пушки вместо масла2.jpg

Табличка выше — это объявленные лично Мишустиным (наш премьер, если кто не помнит) на заседании правительства цифры федерального бюджета на 2025 год в сравнении с законом о бюджете 2024 года.

Для анализа данные крайне скудные. Но пару слов сказать можно.

Рост доходов запланирован крайне скромный — всего на 5,2 трлн р. из которых половина, 2,6 трлн р. - это повышение налогов (на граждан и компании). А оставшееся повышение — это едва догоняет инфляцию. Заметим, что фактическая инфляция, как водится, будет раза в 2 выше официальной. И получается просто провал по доходам, их отставание от экономики.

Понятно, что сделано это специально, чтобы сдержать рост расходов. Их рост на 13% при росте военного бюджета на 27% не оставляет иллюзий: все остальные статьи будут урезаны. Иногда номинально, как на соцполитику, иногда реально (сохранение номинального объема при высокой инфляции), как на здравоохранение и образование — если исходить из утечки в Bloomberg.

Доходы занижены, рост расходов максимально сдержан, дефицит бюджета урезан. Фактическое превышение бюджета по доходам над запланированными даст возможность в ходе исполнения бюджета в 2025 году оперативно отправить дополнительные ресурсы на военные нужды.

Такой бюджет-2025.

А в риторике Силуанова на первом месте, как обычно, «социальная поддержка граждан»...

#бюджет2025
—-

Призрак экономики

*
В начале недели агентство Bloomberg cообщило, что в проекте бюджета, который должен в ближайшее время быть внесён в Государственную Думу, оборонные расходы на 2025 г. определены в сумме 13,2 трлн. рублей, что соответствует их номинальному росту более чем на 20%. Много это или мало, и насколько такое решение было ожидаемым?

С одной стороны это, разумеется, много – причём, очень много. Два года назад, в сентябре 2022-го, трёхлетний бюджет устанавливал оборонные расходы на 2025 г. в сумме... 4,2 трлн. рублей – более чем втрое ниже ныне «скорректированных в сторону увеличения». С 2021 г. в номинальном выражении расходы вырастут ровно вчетверо (а с учётом инфляции – втрое). Очевидно, что начиная т.н. СВО, власти не готовились ни к затягиванию её на многие годы, ни к столь масштабному росту военных и ассоциированных с ними расходов.

С другой стороны, стоит обратить внимание на ежегодную сравнительную динамику общих доходов и оборонных трат. В 2023 г. доходы бюджета выросли на 1,3 трлн. рублей, а военные расходы – на 2 трлн. В 2024-м запланировано увеличение первых на 6 трлн., а вторых – на 4 трлн. (если финансовый план будет выполнен, разумеется – но пока всё к тому идёт). План на 2025 г. предполагает повышение военных расходов на 2,5 трлн. рублей, но доходы бюджета вырастут как минимум на 5-5,5 трлн. (около 3 трлн. обеспечит инфляция, и около 2,6 трлн. – повышение налоговых ставок).

Это означает, что с каждым военным годом доля дополнительных доходов бюджета, распределяемая в пользу Министерства обороны, снижается, а не растёт. Следовательно, экономика перестроилась на военные рельсы и воспринимает траты на СВО не просто как чистый вычет из общественного благосостояния, но и как эффективные вложения, обеспечивающие рост налоговых поступлений. Это подтверждается и обещанием властей удержать на следующий год дефицит в пределах фантастических для воюющей страны 0,5% ВВП. Конечно, как подчёркивают либеральные оппозиционные экономисты, это не может продолжаться вечно – вероятно, они тут правы, но главный вопрос состоит в том, где проходит «граница» этой «вечности».

Приближающийся 2025 г. с чисто экономической точки зрения интересен тем, что он может дать на него ответ. Если властям удастся ограничить рост военных расходов запланированными 2,5 трлн. рублей (а это «если» вовсе не праздное – часто они заметно превышали план) и при этом вывести доходы на уровень выше 40 трлн. рублей – как, собственно и предполагает правительственный прогноз, можно будет говорить о том, что граница возможностей России вести СВО выглядит как никогда не достижимая линия горизонта. Это будет плохой новостью – как для Украины и Запада, так, вероятно, и для самой России, так как станет подтверждением того, что «доить» её экономику можно бесконечно.

Такая динамика, безусловно, ставит на повестку дня иной вопрос, не менее сложный: что случится после окончания СВО (бесконечных конфликтов, хорошо это или плохо, не бывает)? Чем сильнее экономика «разгонится» в военное время, тем сильнее она затормозит в мирное. Но к этой теме мы, с позволения читателей, вернёмся через год...


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Железнодорожная ветка шедшая с Октябрьской железной дороги на Останкинские комбинаты. Сейчас там стоят и строятся новые "ульи" ...
Первая запись в моем ЖЖ датируется июлем 2017 г. До того я честно 11 лет флудил в чужих комментах. И таки да, та запись как раз про детность первых лиц Европы. Почти 7 лет спустя пора бы и обновить. Германия, Шольц Олаф - как и у предшественницы Меркель детей нет. Франция, все тот ...
Перегородить весь центр, закрыть Большой Каменный мост для пешеходов -- это пожалуйста, это мы можем. Тупо раздать этим несчастным старикам хотя бы ОДИН ПРОЦЕНТ от той суммы, которую ежегодно въебывают в это помпезное празднование -- это ...
У вас есть стереотипы о других людях? А вы готовы взглянуть своим стереотипам в лицо? Вы хотите узнать о чужом жизненном опыте и почерпнуть из него что-то полезное? Вы думаете, что все люди одинаковые? Или что мы все такие разные, что эта разница непреодолима? Cовсем скоро, а именно 1 ...
16 лет назад, 9 августа 1999 года президент Ельцин назначил В.В.Путина исполняющим обязанности председателя правительства Российской Федерации. В тот же день, выступая по телевидению, Ельцин назвал его своим преемником. К власти в России пришла госбезопасность. За истекший период она убила ...