
"Пункт 100500. Проявлял ли микроагрессию на оккупированной территории?"

Это все новости известные и уже никому не интересные. А вот интересным мне кажется вопрос конкретно-исторических механизмов, которые позволяют добиться всего хорошего и избежать всего плохого. Что делать борцам за равность, если кое-кто кое-где у нас порой не понимает возвышенности их намерений и не соглашается с ними еще до того, как они выговорили восклицательный знак в лозунге?
Мы, конечно, знаем, что таким неправильным людям не дают права выступать в правильных местах с лекциями и комедийными представлениями, отказываются публиковать их книжки в приличных издательствах, не приглашают на встречи рукопожатных людей и тому подобное прочее. Именно поэтому меня и заинтересовала история, которую я расскажу в двух словах. Дело в том, что все гораздо хуже и страшнее.
История эта случилась на медицинском факультете Университета Вирджинии - почтенного и весьма хорошего учебном и исследовательском заведении. Случилась она давно, еще в 2018 году, что важно для понимания происходящего. Не погромы прошлого года резко изменили климат в обществе, а общество давно уже было беременно всем тем, что произошло в последний год.
Студентов-медиков собрали на панельное обсуждение проблемы микроагрессии, понятия очень важного, но не слишком точно определяемого. В общем, это такое поведение, которое посредством малозаметных, будничных действий демонстрирует предвзятость в отношении традиционно маргинализированных групп. Например, похвалить хороший английский американца китайского происхождения означает проявить микроагрессию, поскольку это подразумевает убеждение в том, что типичный американец китайского происхождения плохо говорит по-английски. Или человек перешел на другую сторону улицы, когда навстречу ему поздно вечером шла группа чернокожих подростков, тем самым оскорбив указанных подростков проявлением убеждения в их агрессивности.
Отличием микроагрессии от дискриминации является возможность не только ненамеренного, но даже и неосознанного проявления микроагрессии. Ну, например, вы едете в лифте, в лифт заходит чернокожий, и вы сильнее вцепились в свою барсетку или ридикюль, не отдавая себе в этом отчета. И тем не менее это проявление расизма со всеми вытекающими.
Именно эту концепцию и разъясняли студентам на мероприятии организованном университетским начальством. Студент (судя по имени - Киран Бхаттачария, он индус, но не знаю - иммигрант или родившийся в США) задал вопрос об определении термина; необходима ли для того, чтобы поведение считалось микроагрессией, принадлежность обиженного к маргинализированной группе. Докладчица ответила, что это не является необходимым, на что студент заметил, что ее слова противоречат ее же слайдам. Последовала горячая, но вежливая дискуссия. Основной мотив возражений студента был в том, что такое нечетко определяемое поведение невозможно отличить от тривиальной ненамеренной грубости. Но ведь не всякая грубость является микроагрессией?
Пример микроагрессии - вопрос "Так когда же ты на самом деле будешь менять пол?"

Одна из преподавательниц, организовавших это мероприятие, решила, что вопрос студента был провокационным и написала об этом соответствующее заявление по форме "обеспокоенности о недостаточно профессиональном поведении студента". Заявление вызвало реакцию со стороны замдекана, который предложил студенту встретиться и поговорить "за жизнь" и в особенности о вот таких нелегких ситуациях в общении (с преподавателями). Затем и декан по работе со студентами предложил встретиться.
Меж тем, студент написал ответ на упрек в непрофессионализме, который сводился к тому, что он не только не проявлял, но и не испытывал никакой злости в отношении преподавателей на этом мероприятии (что было одним из обвинений). Напротив, ему очень понравилась дискуссия вокруг такого непростого вопроса. Положенная комиссия обсудила заявление преподавателя и ответ студента и проголосовала предупредить последнего о необходимости проявлять уважение и вести себя подобающим образом. Комиссия также рекомендовала студенту обратиться за помощью к психологу. Вскоре эта рекомендация стала требованием; студент обязан пройти психологическое обследование прежде чем вернуться к учебе.
Ленин объясняет концепцию микроагрессии рабочим, крестьянам, солдатам и матросам. "Братья и сестры! Невнимательное отношение к личным местоимениям это агхи-микгоаг'гессия!"

Студент начал задавать жизненно-важные вопросы - в чем его в точности обвиняют, кто именно приказал ему пройти обследование и по какой причине его статус как студента оказался под вопросом. Это не могло не разозлить начальство, которое организовало слушание, результатом которого был приказ студенту прекратить его агрессивное, угрожающее поведение. Вскоре его студенческий статус был приостановлен, а затем полиция университета велела ему убираться с кампуса. С момента того самого семинара по микроагрессии прошло всего два месяца.
Студент подал в суд иск на университет. Очень важно, чтобы университет проиграл этот процесс. Любой другой результат подтвердит прецедентом право вуза отчислять студентов, которые проявляют малейшее сомнение в безупречной правильности любой очередной новомодной концепции социальной психологии, которую приняли на вооружение борцы за все хорошее против всего плохого.
|
</> |
