Публикация 21 декабря. Как шутили Генсеки. Юмор Сталина и Брежнева: сходство и
maysuryan — 21.12.2022 Как шутили Генсеки. Юмор Сталина и Брежнева: сходство и различия«Вам весело?..»
21 декабря — официальный день рождения Иосифа Сталина (1879—1953). 19 декабря — отмечался тоже официальный день рождения Леонида Брежнева (1906—1982). Интересно сравнить чувство юмора двух Генеральных секретарей одной партии, в котором, конечно, отразились их эпохи.
Каждый человек склонен шутить о том, чем он занимается повседневно. В эпоху Сталина государство вело войны, включая мировую, так или иначе определяло судьбы миллионов людей. Вполне естественно, об этом он и шутил.
«А мне совсем нет».
Одна из таких шуток известна по мемуарам Черчилля и относится к встрече Большой тройки в Тегеране в 1943 году (правда, есть и другие версии этой беседы). Черчилль: «Обедали мы у Сталина, в узкой компании... Было довольно весело, предлагалось много тостов... Сталин, как рассказывает Гопкинс, сильно меня «поддразнивал», но я принимал это спокойно. До тех пор, пока маршал в шутливом тоне не затронул серьёзного и даже жуткого вопроса наказания немцев. Германский генеральный штаб, сказал он, должен быть ликвидирован. Вся сила могущественных армий Гитлера зависит примерно от 50 тысяч офицеров и специалистов. Если этих людей выловить и расстрелять после войны, военная мощь Германии будет уничтожена с корнем. Здесь я счёл нужным сказать: «Английский парламент и общественное мнение никогда не потерпят массовых казней. Даже если в период военного возбуждения и будет дозволено начать их, английский парламент и общественное мнение после первой же массовой бойни решительно выступят против тех, кто несёт за это ответственность. Советские представители не должна заблуждаться на этот счёт».
Однако Сталин, быть может, только шутки ради продолжал говорить на эту тему. «50 тысяч, — сказал он, — должны быть расстреляны». Я очень рассердился. «Я предпочёл бы — сказал я, — чтобы меня тут же вывели в этот сад и самого расстреляли, чем согласиться запятнать свою честь и честь своей страны подобным позором».
Здесь вмешался президент. Он внёс компромиссное предложение. Надо расстрелять не 50 тысяч, а только 49 тысяч человек...»
ПРОДОЛЖЕНИЕ