Публикации в сети. Термины на кончике ножа
writing365 — 09.07.2018Лара вчера задала мне вопрос по поводу различий между издательскими терминами, и я вспомнила о давней задумке написать вот такой материал. Только говорить я буду не об издании бумажных книг, а о публикациях в сети. Во-первых, это актуально для аудитории. Во-вторых, мне есть, что рассказать, ибо опыт, сын ошибок трудных.
В этой статье я перечислю ряд терминов, о точном значении которых новички часто не догадываются. Если вы не новичок, это не означает, что материал следует пропустить. Потому что можно знать термины, но даже не догадываться о том, где и как всю эту радость использовать. И, что еще важнее, нужна ли эта радость лично вам.
Итак, пристегнули ремни и погнали.
Аннотация
Значение термина: краткое изложение завязки произведения.
Целевая аудитория: читатель.
Зачем нужна? Помочь читателю принять решение о покупке вашей книги.
Особенности:
- не больше пяти сотен знаков с пробелами;
- призвана показать потенциальному читателю атмосферу произведения;
- пишется с оглядкой на жанр (фэнтези - волшебный мир, детектив - напряжение, лавстори - романтика/драма);
- желательно не упоминать больше двух-трех имен;
- пишется понятным целевой аудитории языком;
- пишется в третьем лице прошедшего или настоящего времени.
Нужно ли это мне? Да, если вы планируете представить читателю свою книгу.
Синопсис
Значение термина: краткое содержание произведения.
Целевая аудитория: издатель.
Зачем нужен? Помочь издателю принять решение о публикации вашей рукописи.
Особенности:
- не больше четырех тысяч знаков с пробелами;
- пишется в настоящем времени и от третьего лица;
- описывает ключевые события рукописи;
- пишется в публицистическом стиле, но вместе с тем важно, чтобы он не был ни слишком сухим, ни слишком пафосным.
Нужно ли это мне? Да, если этого требует издатель. Для электронных публикаций в сети это значения не имеет.
Питч
Значение термина: описание интриги в одном (реже - в двух) предложении.
Целевая аудитория: автор рукописи.
Зачем нужен? Для того, чтобы понять, представляете ли вы, о чем пишете.
Особенности:
- как уже было сказано выше, одно, реже - два предложения;
- пишется сухо, без пафоса - только факты.
Нужно ли это мне? Я придерживаюсь мнения, то питч нужен всем, но в особенности - начинающим авторам и тем, кто пишет произведения с большим количеством сюжетных линий, а также с большим количеством томов (от трилогии и дальше). Но выбор в любом случае ваш.
Визуальный ряд
Значение термина: подборка картинок для определенной книги/рассказа/стихотворения/миниатюры.
Целевая аудитория: читатель, иногда - автор.
Зачем нужен? Создание атмосферы, привлечение читателя, возможность ознакомить его с миром произведения; вдохновение.
Особенности:
- иллюстрации выдержаны в одной цветовой гамме/подходят по стилю;
- изображения персонажей/образов персонажей/пейзажей/значимых для рукописи вещей/просто атмосферных картинок;
- желательно соблюдать геометрические пропорции (актуально для социальных сетей, для ВКонтакте, например);
- иногда сопровождаются музыкальными композициями.
Нужно ли это мне? Визуальная составляющая в сети очень важна, так что если вы настроены на продвижение творчества, то, конечно, нужно. Другое дело - не обязательно составлять именно подборки. Это могут быть одиночные иллюстрации. Важно, чтобы они были качественными. И помните об авторском праве.
Баннер
Значение термина: иллюстрация с текстом.
Целевая аудитория: читатель.
Зачем нужен? Привлечение внимания к книге/миру/автору.
Особенности:
- качественная иллюстрация;
- читабельный текст;
- актуальность для рекламной кампании;
- соответствие размера баннера сайту/разделу, где он публикуется.
Нужно ли это мне? Да, если вы настроены на продвижение творчества. Одна и та же обложка мозолит читателю глаза. Обычные иллюстрации - это хорошо, но на них нет текста и упоминания вашего имени или названия вашей книги. И помните об авторском праве.
Саундтрек
Значение термина: одна или несколько музыкальных композиций, подобранных для определенной книги/определенного персонажа/определенной сцены.
Целевая аудитория: читатель, иногда - автор.
Зачем нужен? Создание атмосферы, знакомство читателя с миром автора, раскрытие смысла сцены/характера персонажа; вдохновение.
Особенности:
- чаще всего открывается коротким текстом или цитатой из произведения;
- прилагается иллюстрация/баннер/визуальный ряд.
Нужно ли это мне? По большому счету, можно обойтись, но такие посты действительно помогают читателю проникнуться атмосферой книги.
Буктрейлер
Значение термина: как трейлер, только по мотивам книги. Иными словами, такой завлекающий видеоклип.
Целевая аудитория: читатель.
Зачем нужен? Создание атмосферы, знакомство читателя с миром автора.
Особенности: собственно, выглядит как видеоклип, но на деле чаще всего является нарезкой из фильмов/клипов, а на фоне - одна музыкальная композиция.
Нужно ли это мне? Буктрейлер - это очень круто, и, на мой взгляд, он нужен всем. Но проблема в том, что 99 процентов всех существующих буктрейлеров - это нарезка из клипов и фильмов, как я писала выше. Плюс композиция. Все это чужое. Даже если вы упоминаете авторов, то нарушаете авторские права (потому что пользуетесь их интеллектуальной собственностью и зарабатываете на этом, а им ничего не платите). Вывод: если у вас есть возможность самостоятельно написать (или заказать кому-то) композицию, а потом самостоятельно написать сценарий и поставить видеоклип (или, опять же, кому-то заказать), то делайте и не думайте дважды. Я сама очень хочу такое сделать. Если же заказываете авторам, которые нарезают и используют чужое… ну решение ваше. Как по мне, это воровство.
Друзья, если есть другие термины, о которых вы хотели бы почитать, напишите об этом в комментариях!
Слушайте свое сердце,
С любовью, Настя