рейтинг блогов

Псков. Станция, где закончилась навсегда Российская Империя

топ 100 блогов periskop18.08.2018 По приезду во Псков я не побежал сразу в центр на крепостную средневековщину, как это делает подавляющая часть приезжих - а примерно с час посвятил неторопливому изучению окрестностей вокзала и ж/д узла, к нему примыкающего. Нужно было понять смысл планировки этих мест - т.к. по первому осмотру мне показалось странным путевое развитие с большим количеством тупиков, обрывающихся у привокзальной площади. Однако после исследования истории узла всё встало на свои места.

Псковский узел имеет и историческое значение для России - именно здесь, а не на станции Дно (как считается по одной из версий поп-истории), закончилась российская монархия и отрёкся от престола последний император Николай II. О том, где и как это было - читайте в очерке.
Псков. Станция, где закончилась навсегда Российская Империя
На первой платформе ст. Псков


2. На первом пути стоит "Ласточка" под тепловозом. Минут через 10 тепловоз уйдёт на отстой.
Псков. Станция, где закончилась навсегда Российская Империя

3. Общий вид вокзала Псков. Он очень длинный и сильно вытянут вдоль путей. Кстати, это один из самых старых вокзалов России - постройки 1863 г. Проектировал его француз Пирель в те времена, когда царь Александр II отдал все новые линии ж/д под концессии иностранцам и те основали т.н. "Главное общество Российских ж-д". Хотя Петербурго-Варшавскую ж.д. начинало строить государство, но потом стройку передали иностранцам. А первые поезда пришли сюда ещё летом 1858, регулярное движение открыто в феврале 1859-го.
Псков. Станция, где закончилась навсегда Российская Империя

4. Фото вокзала времен начала Первой Мировой войны. Удивительно, что вокзал благополучно пережил войну 1941-45, хотя многие постройки вокруг были разрушены в 1944. Сейчас нет навеса на первом пути.
Псков. Станция, где закончилась навсегда Российская Империя

5. Вход в вокзал со стороны ж/д и табличка про отречение Николая.
Псков. Станция, где закончилась навсегда Российская Империя

6. Почему-то я её не снял на зеркалку в ходе своих хождений по окрестностям и поэтому ставлю телефонофото.
Псков. Станция, где закончилась навсегда Российская Империя

Да, это произошло именно на ст. Псков, а не Дно, как гласит поп-версия советского времени (точно даже не скажу, откуда она пошла).
В реале, на ст. Дно поезд царя 1 марта имел лишь часовую остановку, ок. 15.00, где он получил телеграмму Родзянко с просьбой ожидать его там, но царь ему ответил, что встреча будет в Пскове. И поезд ушёл на Псков, куда и прибыл после 19.00.
Затем все ключевые события происходили именно на ст. Псков: уговоры царя, телеграфный опрос командующих фронтами, принятие решения, срочный приезд поезда из Питера с представителями ВК ГД и наконец, подписание документов об отречении (ближе к полуночи 1 марта). Все это коррелируется и с дневником императора, он есть на Милитере:

1 марта:
"Ночью повернули с М. Вишеры назад, т. к. Любань и Тосно оказались занятыми восставшими. Поехали на Валдай, Дно и Псков, где остановился на ночь. Видел Рузского. Он, Данилов и Саввич обедали. Гатчина и Луга тоже оказались занятыми. Стыд и позор! Доехать до Царского не удалось. А мысли и чувства всё время там! Как бедной Аликс должно быть тягостно одной переживать все эти события! Помоги нам Господь!"

2 марта:
"Утром пришёл Рузский и прочёл свой длиннейший разговор по аппарату с Родзянко. По его словам, положение в Петрограде таково, что теперь министерство из Думы будто бессильно что-либо сделать, т. к. с ним борется соц[иал]-дем[ократическая] партия в лице рабочего комитета. Нужно мое отречение. Рузский передал этот разговор в ставку, а Алексеев всем главнокомандующим. К 2½ ч. пришли ответы от всех. Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии нужно решиться на этот шаг. Я согласился. Из ставки прислали проект манифеста. Вечером из Петрограда прибыли Гучков и Шульгин, с кот[орыми] я переговорил и передал им подписанный и переделанный манифест. В час ночи уехал из Пскова с тяжелым чувством пережитого. Кругом измена и трусость и обман!"

Затем, в ночь с 1 на 2 марта, около часа ночи, поезд уже бывшего царя, но пока лично свободного гражданина, вышел обратно по той же ветке на Дно, где и повернул на Могилев беспрепятственно.

7. Внутри центрального зала. Состояние идеальное, видимо не очень давно отреставрировано.
Псков. Станция, где закончилась навсегда Российская Империя

8. Люстра.
Псков. Станция, где закончилась навсегда Российская Империя

9. Зал ожидания (в боковом крыле).
Псков. Станция, где закончилась навсегда Российская Империя

10. У касс - реклама этой самой "Ласточки", которой я и приехал.
Псков. Станция, где закончилась навсегда Российская Империя

11. Выход из вокзала на площадь. Здесь сохранена табличка с Лениным - молодцы, не сковырнули. Правда, она вся вытертая, ничего не прочитать.
Псков. Станция, где закончилась навсегда Российская Империя

12. Поэтому я выделил фотошопом надпись - так что-то можно понять.
Псков. Станция, где закончилась навсегда Российская Империя

13. Напротив вокзала стоит часовня. И хотя там написано "поставлена в честь Воскресения Христова" и "сооружена в честь 1100-летия Пскова", но далее на надписи - "...прими наше покаяние и утверди на пути воскресения родной России..." и т.д. Так что я сразу предположил, что ставили её на месте отречения Государя Николая II как символический знак - и не ошибся. Только надпись выполнили для 2003 г. политкорректно.
Псков. Станция, где закончилась навсегда Российская Империя

14. Вид на вокзал с привокзальной пл. Правее - вход на виадук, туда и сходим.
Псков. Станция, где закончилась навсегда Российская Империя

15. Близ главного вокзального здания сохранились и другие, тоже явно дореволюционные.
Псков. Станция, где закончилась навсегда Российская Империя

16. На перроне - километровый знак "0" псковско-рижского хода.
Псков. Станция, где закончилась навсегда Российская Империя

17. Поднимаемся на виадук. Виды просто отличные на станцию и вокзал! Здесь вид на петербургскую сторону.
Псков. Станция, где закончилась навсегда Российская Империя

18. Вид на варшавскую сторону. А за тепловозом видна развилка основной, Петербурго-Варшавской (налево) и более поздней Псковско-Рижской линии (направо).
Псков. Станция, где закончилась навсегда Российская Империя

19. Сейчас на станции стоит утилитарная каменная водонапорка сразу-послевоенного времени. А вот такая, царская, была уничтожена в войну. Гораздо красивее, выше, харизматичнее.
Псков. Станция, где закончилась навсегда Российская Империя

20. Вид на развилку на Динабурга - Вильно - Варшаву (налево) и Ригу (направо) поближе. Рижский ход потом уходит на мост через Великую, но о нём попозже.
Псков. Станция, где закончилась навсегда Российская Империя

21. На другой стороне станции - паровозный треугольник к локомотивному депо и с последующим выходом на Бологое-Псковский ход.
Псков. Станция, где закончилась навсегда Российская Империя

22. Однако на треугольнике практически все здания - послевоенные. Видимо, в 1944 г. здесь было горячо и станционные сооружения не уцелели. Башня тоже была построена новая, см. фото 19.
Псков. Станция, где закончилась навсегда Российская Империя

23. Очень, очень длинный вокзал по фасаду. Трудно целиком сфотографировать даже.
Псков. Станция, где закончилась навсегда Российская Империя

24. Спустился вниз и с противоположной стороны смог снять так, чтобы вокзал целиком попал в камеру.
Псков. Станция, где закончилась навсегда Российская Империя

25. Но самое интересное в планировке, однако, находится с северной, петербургской стороны. Под ж/д тупики заняты большие площади, которые упираются в привокзальную площадь - см. справа. Сейчас путей 5, но судя по свободной площади между ними, их было 7 или даже 8. В чем тут дело, зачем такое странное решение?
Псков. Станция, где закончилась навсегда Российская Империя

26. В советское время эти тупики использовались для отстоя пасс. поездов, которых тогда было в разы больше (фото 1974). Но всё-таки, зачем тут это решение, загораживающее привокзальную пл. сбоку? Можно было ведь отстаивать их с другой стороны, где треугольник - там и место есть.
Псков. Станция, где закончилась навсегда Российская Империя

27. Была даже построена окраинная платформа для прибывающих пригородных поездов, которая сохранилась и сейчас. Вокзал - вдалеке, вы видите его слева.
Псков. Станция, где закончилась навсегда Российская Империя

Загадка непонятной конфигурации прояснилась после анализа карт 1917-1943 гг. Оказалось, что между 1915 и 1944 гг. путевое развитие станции было гораздо больше. Бологое-Псковский ход имел отдельный магистральный вход к вокзалу, не пересекавшийся с Петербурго-Варшавским, а в 1916 г. к нему был ещё и пристроен треугольник "военной" линии на Гдов - Нарву, откуда поезда тоже приходили на этот ход. Более того - с 1916 г. псковский вокзал был ещё и островным! Пути бокового хода из Бологое и Нарвы - Гдова проходили по территории нынешней привокзальной площади и затем продолжались на пути рижского хода. А на площадь был автомобильный заезд только с одной стороны. Таким образом, вокзал оказался внутри путей и был "островом".

28. Понимание тогдашней конфигурации даёт карта 1928 г. Видите, ход из Бологого проходил над Петербурго-Варшавской линией и независимо от неё подходил к вокзалу с другой стороны.
Псков. Станция, где закончилась навсегда Российская Империя

29. Причём тот путепровод бологовского хода сохранился и поныне! Просто сейчас тут проходят уже подьездные пути к местным предприятиям, от ст. Березка. А старые рельсы прямого подхода к вокзалу давно сняты и тут даже после постройки большого путепровода Крестовского шоссе изменился рельеф. А на месте старых путей сейчас проложена ул. Речная.
Псков. Станция, где закончилась навсегда Российская Империя

30. До Первой Мировой карты показывали только дополнительные тупики Рижского хода, которые упирались в вокзал с южной стороны (1913).
Псков. Станция, где закончилась навсегда Российская Империя

31. А вот карта Шуберта от 1917 г. Как раз того времени, когда царь Николай отрекался от престола. Смотрите, "военная" рокадная линия на Гдов-Нарву тут ещё не показана, она была построена на год раньше издания карты. А вот независимые пути бологовского хода и вокзал-остров уже показаны.
Псков. Станция, где закончилась навсегда Российская Империя

Поэтому, с высокой долей вероятности царский литерный поезд Николая II пришёл именно на ту сторону вокзала, где сейчас путей нет - ведь он следовал со станции Дно и по этому бологовскому ходу в конфигурации 1916 г. Перегонять поезд на более оживленную "варшавскую" сторону, где было воинское движение от Петербурга к фронту и обратно - никакого смысла нет. Тем более что там поезд был бы не только в меньшей безопасности, но ещё бы и занимал один проходной путь. В жизни, поезд Николая этой же веткой ушёл в ночь на 2-е марта 1917 г. на Дно и далее на Могилев. И если он стоял на этой ветке - уходил он кратчайшим путём, без манёвров. Выходит, что все события произошли именно на территории Привокзальной площади, где ранее были пути, а сейчас стоит часовня.

32. Причём эта конфигурация "островного" вокзала продержалась всё межвоенное время и была таковой и при немцах (карта 1942 г.), вокзал обозначен красным кантом.
Псков. Станция, где закончилась навсегда Российская Империя

33. Фото 1942 г. - в оккупации местные мальчишки с санками ждут "клиентов" (немецких солдат и гражданских пассажиров), которым они за денежку или продукты куда-то подвезут на санках багаж.
Псков. Станция, где закончилась навсегда Российская Империя

34. После войны пути бологовского хода сняли; остались лишь тупики, так странно упирающиеся в привокзальную площадь. А вот часовня, видимо, и стоит как раз на месте отстоя царского литерного поезда в марте 1917 г. Где и произошло отречение императора.
Псков. Станция, где закончилась навсегда Российская Империя

35. Сейчас все пути - и из Питера и со ст. Дно соединяются за ст. Березки, а старый независимый ход демонтирован после войны.
Псков. Станция, где закончилась навсегда Российская Империя

36. Интересной приметой станции Псков являются также ностальгические ручные стрелки со светящимися флюгарками, которых уже давным-давно почти нигде не осталось, на магистральных ходах.
Псков. Станция, где закончилась навсегда Российская Империя

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Прошло много веков с тех пор, когда процесс коллективного возлияния чего похмельнее и воскурения чего позабористее был редкой, но необходимой частью ритуала приобщения к прекрасному, неведомому и сакральному. Но подспудное желание собраться тёплой компанией и замутить небольшой шабаш ...
Ребята, те кто кричит, что Москва плохой город, что тут только деньги и власть, идите, пожалуйста, нахуй! Никто не звал вас, так что сидите в своих устьперепиздюйсках и радуйтесь красоте невъебенной! А мы останемся тут и тихонечко будем любить нашу ...
1994-ый был отвратительным годом, когда вокруг все шло наперекосяк. Вот и у Мелоди Пендерс, аспирантки Нью-Йоркского университета дела в этом году тоже не заладились. Культурологическое исследование общины Visser сразу сошло с нормальных рельс и покатилось под откос. Сначала члены ...
Наши желтые нарциссы уже отцвели. Но тут пришла соседка с таким приятным подарком. Чудесные белые сортовые нарциссы! Мы их уже посадили вдоль дорожки перед верандой. Отлично смотрятся! Кошка Черепашка грустит у окна. А может быть, ей тоже присуще чувство прекрасного и она ...