Психопатология вождя
dpmmax — 27.04.2017Родимый город может спать спокойно,
Ибо я увёл не только крыс,
Но также кошек — до единой, подчистую всех,
И многих сам загрыз
© М.К. Щербаков, «Завещание безумца»
Уже сложно сосчитать, сколько раз меня просили дать профессиональную (психиатрическую, если кто ещё не в курсе) оценку тому или иному медийному товарищу, политическому деятелю или просто человеку, имевшему счастье-несчастье-удовольствие-глупость (нужное подчеркнуть) засветиться перед ширнармассами. Мой ответ всегда был один и тот же: не могу. Поскольку сам товарищ меня об этом не просил, да и на консультацию явиться не соизволил. Поэтому давайте мы все возьмём каждый своё мнение за что там положено и будем его потихонечку иметь — но не публично.
Вот и на этот раз, когда в сети появился опус про товарища Гитлера, а затем последовало радостное узнавание и непременный холивар, меня засыпали просьбами прокомментировать как саму зарисовку, так и личность ее героя.
Понятно, почему аналогия Навального с Гитлером так «выстрелила». Очевидны аллюзии, и при желании можно найти много общего между тем, как именно Адольф когда-то пришёл к власти и как это делает сейчас Алексей. Понятны страхи перед тем, к чему может привести все это - история знает немало случаев подобных политических карьер, с самыми печальными последствиями. Впрочем, у меня появились другие "моменты узнавания".
Вспомните комсомольских вожаков конца восьмидесятых. Холёные сытые лица, правильные речи на школьных и институтских собраниях, красивый фасад. Но ребята-то знают, что он только что быстренько курнул за углом школы, фарцанул дефицитной джинсой, потом принял благообразный вид — и отправился на это самое партсобрание кого-то там разоблачать, поучать и вообще нести свет и идеи партии в массы. Вот именно такая аналогия невольно вырисовывается. Те же самые двойные стандарты, та же самая ширма из комсомольского знамени школы, за которой можно и винца тяпнуть, и с девчонками пообжиматься... Не надо бегать в далёкий тридцать третий год — тут есть аналогии и посвежее. И тоже не особо радужные. Милее ли лицемер кровопийцы?
Думаю что о психологии политиков будут спрашивать меня еще не раз. Как же мне поступить, чтобы и овцы пьяны, и волки запряжены, чтобы каждой фее по палочке и каждой Золушке по тыкве? Не писать же каждый раз А всё просто: надо дать вам в руки
Астено-невротический правитель. Любитель быстро выполняемых решений и планов — от блицкрига до требований провести реформу, чтоб была готова ещё вчера. Причина даже не в шлее под хвостом: просто человек знает, что его самого на марафонскую дистанцию не хватит, уж больно быстро выдыхается. Именно этим обусловлено преобладание тактических решений над стратегическими. Вздрагивает, когда в кабинете раздаётся телефонный звонок, готов запустить гранитным пресс-папье в секретаря, который слишком громко прикрыл за собой дверь, наорать на премьер-министра, вздумавшего грузить в начале недели какими-то новостями и задачами. Правда, отходит столь же быстро, сколь и вспыхивает. Рутины и неспешного эволюционного развития на дух не переносит: нет у него столько терпения ждать, пока электорат потеряет хвосты и слезет с пальм. Значит, возможны принудительные стимулирующие пендели, чтобы загнать всех в светлое будущее.
Гипертимный правитель. Неисправимый оптимист. Рухнула национальная валюта? Замечательно, значит, стала доступнее дешёвая рабсила! Поползли вниз котировки нефти и бананов? Просто отлично, пора заниматься альтернативными источниками энергии и начинать выращивать коноплю! Нервирует до истерики министра обороны и главу внешней разведки своей ничем не обоснованной уверенностью в завтрашнем дне, шапкозакидательским настроем и преступной доверчивостью к заклятым друзьям и подозрительно добрым соседям.
Истероидный правитель. На самом-то деле он император, просто кормили плохо, а когда раздавали короны, он слишком задержался у зеркала, пытая стекляшку, а не он ли на свете всех милее. Учитывая, что зеркала, особенно волшебные, бывают либо политкорректными, либо разбитыми — суть ответов вы улавливаете. Что там электорат? Какой такой электорат? Вы зацените, какое селфи получилось, сколько лайков! На любой трибуне будет блистать, и даже может зажечь массы и вселить уверенность в чём-нибудь актуальном. Не обманитесь: любит этот товарищ исключительно себя, ему просто нужна восхищённая аудитория.
Конформный правитель. Просто идеален для страны, у которой есть старший брат или сильные партнёры по союзу. Ведь самому решать ничего не надо. Сказали — он сделает. А то, знаете ли, страшно как-то самому что-то предпринимать: вдруг кого-то не устроит? Ещё лучше, если есть мудрый премьер-министр, который точно знает, как надо поступить, и может вовремя подсказать.
Лабильный правитель. Настроение этого вождя можно угадать по тем приказам и решениям, которые были приняты сегодня. Соответственно, кабинету министров, чтобы протолкнуть нужный проект, необходимо иметь в штате либо психолога, либо мальчика для битья, которого можно запускать первым и смотреть, чем его сегодня приласкают. Хорошее настроение — берём портфели с конструктивными, а также не совсем популярными законопроектами. Плохое — достаём чёрные папочки с санкциями и расстрельными списками.
Неустойчивый правитель. Не то чтобы он был совершенно непредсказуем. Просто единственное, в чём он относительно постоянен — так это в углублении и совершенствовании дао хусыма. Во всех же прочих отношениях и тенденциях выявить сколь-либо годной к обработке статистики не представляется возможным. Протоколы и регламенты не переносит на дух, хотя время от времени может им следовать — как правило тогда, когда этого от него меньше всего ожидают. Зато отмочить что-нибудь на официальной встрече глав государств — это запросто, причём не с умыслом, а скорее от недомыслия.
Психастенический правитель. Имеет либо гардероб одного цвета, либо пиар-менеджера, который в директивном порядке рекомендует надеть вот это — и галстук именно такой. А также измученного мастера маникюра, который ежедневно приводит в порядок его обкусанные ногти. А также министров, которые привыкли ставить вопрос таким образом, что ответ или решение не предполагают и тени выбора. Ибо выбор — это ддля их шефа самое страшное.
Сенситивный правитель. Постоянно мониторит новостные ленты: а что про него сказали? А как отнеслись к его вчерашнему выступлению и новому постановлению? Уж не обидел ли он кого-нибудь на саммите? Каков рейтинг доверия среди электората? Как правило, имеет в штате совершенно непробиваемых и самодостаточных помощников, готовых убедить его в том, что он по-прежнему любим народом и ценим политическими партнёрами.
Шизоидный правитель. Чаще всего действительно гениален, раз уж добился своего поста. Просто время от времени эта гениальность настолько опережает менталитет населения, что в изумлении оказываются все, и только потомки через пару поколений в состоянии оценить, что же он тут такого накреативил.
Эпилептоидный правитель. Тиран, как он есть, в масштабе один к одному. А ещё самодур. А ещё деспот. При этом очень внимательный к мелочам, въедливый до тошноты, бдительный до столбняка и очень, очень злопамятный. Кто сказал, что танки клопов не давят? Этот — давит, просто сначала переобувается в гусеницы с мелкими-мелкими траками, чтобы уж наверняка. Экономен до скупости — зато золотовалютный запас государства почти наверняка будет исправно пополняться. И не дай бог никому и никогда не испытать на себе его настоящего гнева.
Напомню ещё раз: не стоит воспринимать этот опус слишком серьёзно.
|
</> |