рейтинг блогов

Психофизиология в живописи импрессионистов

топ 100 блогов volynko28.02.2021

В массовом сознании научный или рационалистический — тип мышления обычно противопоставляется творческому. На деле же наука и искусство состоят в значительно более тесной связи, чем кажется на первый взгляд. Например, эффект, который производят на человека работы художников-импрессионистов, можно объяснить не только в искусствоведческих терминах, но и в контексте основных категорий системной психофизиологии.

Клод Моне. «Сирень на солнце» 1873, 50 × 65 см Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Клод Моне. «Сирень на солнце» 1873, 50 × 65 см Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст, как струпья, положил 

— так описал творческий метод импрессионизма в 1932 году Осип Мандельштам, в первом же двустишии стихотворения, посвященного картине Клода Моне «Сирень на солнце», чрезвычайно точно подметив, чем именно отличается живопись импрессионистов от живописи их предшественников. Художник-импрессионист не просто изображает ветку сирени, а стремится передать впечатление, которое она на него производит.

Марка Парагвай, 1970 г. Флора, 100-летие национального эпоса 1864-1870, на марке представлена Цветочная композиция; по Моне, Mi:PY 2095, Sn:PY 1299d, Yt:PY 1092, номинал — 0.25 Gs (гурани)
Марка Парагвай, 1970 г. Флора, 100-летие национального эпоса 1864-1870, на марке представлена Цветочная композиция; по Моне, Mi:PY 2095, Sn:PY 1299d, Yt:PY 1092, номинал — 0.25 Gs (гурани)

Мандельштам завершает свое стихотворение строфой: 

Угадывается качель,                                                                                        Недомалеваны вуали,                                                                                                                И в этом солнечном развале                                                                                            Уже хозяйничает шмель

— для творческого метода импрессионизма несущественны, лица женщин, изображенных на картине Моне «Сирень на солнце», они размыты, неясны. Мы ничего не можем сказать ни об их возрасте, ни об их социальном положении, что играло бы важную роль при анализе картины, скажем, Вермеера. 

Марка Парагвай, 1970 г. Флора, 100-летие национального эпоса 1864-1870, на марке представлена Цветочная композиция; Алексей фон Явленский, Mi:PY 2092, Sn:PY 1299a, Yt:PY 1089, номинал — 0.10 Gs (гурани)
Марка Парагвай, 1970 г. Флора, 100-летие национального эпоса 1864-1870, на марке представлена Цветочная композиция; Алексей фон Явленский, Mi:PY 2092, Sn:PY 1299a, Yt:PY 1089, номинал — 0.10 Gs (гурани)
Марка Парагвай, 1970 г. Флора, 100-летие национального эпоса 1864-1870, на марке представлена Цветочная композиция; Ренуар, Mi:PY 2096, Sn:PY 1299e, Yt:PY 1093, номинал — 0.30 Gs (гурани)
Марка Парагвай, 1970 г. Флора, 100-летие национального эпоса 1864-1870, на марке представлена Цветочная композиция; Ренуар, Mi:PY 2096, Sn:PY 1299e, Yt:PY 1093, номинал — 0.30 Gs (гурани)
Марка Парагвай, 1970 г. Флора, 100-летие национального эпоса 1864-1870, на марке представлена Цветочная композиция Сезанна; Mi:PY 2098, Sn:PY 1301, Yt:PY 1095, номинал — 0.75 Gs (гурани)
Марка Парагвай, 1970 г. Флора, 100-летие национального эпоса 1864-1870, на марке представлена Цветочная композиция Сезанна; Mi:PY 2098, Sn:PY 1301, Yt:PY 1095, номинал — 0.75 Gs (гурани)
Марка Парагвай, 1970 г. Флора, 100-летие национального эпоса 1864-1870, на марке представлена Цветочная композиция Ван Гога; Mi:PY 2097, Sn:PY 1300, Yt:PY 1094, номинал — 0.50 Gs (гурани)
Марка Парагвай, 1970 г. Флора, 100-летие национального эпоса 1864-1870, на марке представлена Цветочная композиция Ван Гога; Mi:PY 2097, Sn:PY 1300, Yt:PY 1094, номинал — 0.50 Gs (гурани)
Марка Парагвай, 1970 г. Флора, 100-летие национального эпоса 1864-1870, на марке представлена Цветочная композиция Пурмана; Mi:PY 2093, Sn:PY 1299b, Yt:PY 1090, номинал — 0.15 Gs (гурани)
Марка Парагвай, 1970 г. Флора, 100-летие национального эпоса 1864-1870, на марке представлена Цветочная композиция Пурмана; Mi:PY 2093, Sn:PY 1299b, Yt:PY 1090, номинал — 0.15 Gs (гурани)
Марка Парагвай, 1970 г. Флора, 100-летие национального эпоса 1864-1870, на марке представлена Цветочная композиция по Вламинку, Mi:PY 2094, Sn:PY 1299c, Yt:PY 1091, номинал — 0.20 Gs (гурани)
Марка Парагвай, 1970 г. Флора, 100-летие национального эпоса 1864-1870, на марке представлена Цветочная композиция по Вламинку, Mi:PY 2094, Sn:PY 1299c, Yt:PY 1091, номинал — 0.20 Gs (гурани)
Клод Моне. «Дорога в Ветёй, эффект снега», 1879, 61.3 × 81.6 см Частная коллекция.
Клод Моне. «Дорога в Ветёй, эффект снега», 1879, 61.3 × 81.6 см Частная коллекция.

Одной из ключевых задач импрессионизма стал уход от детализирующей фотографичности реализма. Предполагалось, что, устранив фотографичность, живописцы смогут внести в картину переживание, субъективность отражения. Не с нуля внести, конечно, а добавить. Фотографирование тоже ведь отчасти субъективно: куда направить объектив, какой именно момент запечатлеть — решает фотограф.  

Купальщица Пьер Огюст Ренуар Живопись, 1890, 41.3 × 33.7 см
Купальщица Пьер Огюст Ренуар Живопись, 1890, 41.3 × 33.7 см

Глядя на картины импрессионистов, невольно задаешься вопросом: как художникам удалось вложить в свои работы столько эмоций? Хотя, пожалуй, вернее было бы спрашивать, что именно происходит с человеком и его внутренним, субъективным миром, когда он смотрит на полотна Моне, Ренуара, Дега? 

Дети на берегу моря Пьер Огюст Ренуар Живопись, 1894, 22 × 18 см
Дети на берегу моря Пьер Огюст Ренуар Живопись, 1894, 22 × 18 см

Как у импрессионистов получилось отобразить свои эмоции настолько ярко, что они эффективно передаются наблюдателю? Что происходит в субъективном мире наблюдателя при знакомстве с импрессионистской живописью? 

Мадам Ренуар и ее сын Пьер Пьер Огюст Ренуар Живопись, 1890
Мадам Ренуар и ее сын Пьер Пьер Огюст Ренуар Живопись, 1890

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно понять, как устроен субъективный мир, а для этого — выяснить, как он формируется и какое место в нем занимают эмоции.

Две девушки за роялем. Эскиз Пьер Огюст Ренуар Живопись, 1892, 116 × 81 см,
Две девушки за роялем. Эскиз Пьер Огюст Ренуар Живопись, 1892, 116 × 81 см,

Эмоции, в большей степени характеризуют активацию, извлечение из памяти именно тех систем, которые сформированы на самых ранних этапах индивидуального развития, соответствующих довольно грубому, дроблению мира и нашего с ним взаимодействия: хорошо — плохо, грустно — радостно, хочу приблизиться — хочу избежать. 

Клод Моне
Клод Моне "Мост Чаринг-Кросс" 1903

Мимолетная сценка, выхваченная глазом Моне из повседневной жизни, словно отделена от зрителя пеленой туманной дымки, и именно эта дымка эмоционально вовлекает нас в происходящее на картине и отсылает к самым ранним представлениям о мироустройстве.

Источники:arthive.com, Статья Марии Смирновой

Статья проиллюстрирована изображениями картин из Интернета.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Начну немного издалека. На 8 марта муж, зная какой я кофейный маньяк, подарил мне кофеварку. Я задала вопрос - а почему не мультиварку, мы же хотели мультиварку купить? Ну, тогда это был бы не совсем тебе подарок, - ответил он. - а всей семье. В каком-то смысле он прав - кофе из кофеварки ...
Сегодня утром я наткнулся на сайте newsland.ru на весьма , как мне кажется , знаковую информацию. Тут собственно и комментировать нечего - всё на поверхности. Кадырову уже мало русских миллиардов , которые ему щедро высылают из Москвы и на которые вся ...
Любая смерть страшна и трагична, но когда стоишь у маленького гробика полуторагодовалого мальчика, то можно рехнуться, глядя на его восковое личико и светлые волосики, которые шевелятся на ветру. У друзей умер маленький сын. Неправильно установленный диагноз и неправильное лечение привело ...
ввиду популярности юбки макси , мы решили подарить 3 юбки , а еще 10 представить по специальной цене - 1499, 00!!! УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ В АКЦИИ СЛЕДУЮЩИЕ: 1 . с 23 по 28 мая размещаем ссылку на эту запись (или перепост, нажав кнопку внизу поста) в любую ...
Где ты теперь, Пятигорский В.Л. с украины, 1940 года рождения? Плакат против стиляг. Из фотоколлекции американского профессора Томаса Хаммонда (Thomas T. Hammond) 1956-1958 гг. виа https://karhu53.livejournal.com/20797502.html ...