Психически-оптимальная реформа: от 8-часового рабочего дня к 8-часовой рабочей
alex_rozoff — 29.08.2019 В современном обществе устойчиво существует ничем не обоснованный и вполне отвратительный миф о том, что взрослых людей непременно надо держать на работе 5 дней в неделю 8 часов в день - будто бы для их же пользы. Иначе их психика станет нездоровой, а их поведение - асоциальным. Этим обосновываются абсурдные экономически-вредные социальные программы всеобщей занятости. Этим же обосновывается торможение прогресса в сфере роботизации (автоматизации) производства - вплоть до сопровождения роботизации неким "социально-ориентированным" созданием экономически ненужных рабочих мест - "bullshit job" (ради того. чтобы не увольнять сотрудников). Уже дошло до того, что работников, занятых на бесполезной (а точнее - экономически-вредной, дезорганизующей) работе стало в разы больше. чем на экономически обоснованной работе. Особенно это касается офисного или супермаркетного планктона. Запредельная доля "bullshit job" создана в государственных учреждениях (где лишние работники номинально дублируют компьютер, делающий всю работу). Более того, этот миф порождает иллюзию потребности в персонале, о чем ниже. А пока - научное опровержение мифа.Ниже цитируется перевод статьи: "One day of paid work a week is all we need to get mental health benefits of employment" с сайта Кембриджского университета.
https://www.cam.ac.uk/employmentdosage
(цитата) По мере того, как автоматизация продвигается вперед, прогнозы о безработном будущем вызывают опасения в связи с массовой незанятостью, в то время как другие представляют более благополучное общество без работы. Помимо экономических факторов, оплачиваемая работа приносит другие выгоды - часто психологические - такие как чувство собственного достоинства и социальная интеграция. Теперь исследователи в университетах Кембриджа и Солфорда решили определить рекомендуемую «дозировку» работы для оптимального самочувствия. Они изучили, как изменения в рабочем времени были связаны с психическим здоровьем и удовлетворенностью жизнью более чем 70 000 жителей Великобритании в период с 2009 по 2018 год.
Исследование, опубликованное сегодня в журнале «Социальные науки и медицина», показывает, что, когда люди переходят от незанятости или домоседства на оплачиваемую работу по восемь часов или меньше в неделю, их риск проблем с психическим здоровьем снижается в среднем на 30 %. При этом, исследователи не нашли доказательств того, что работа в течение более восьми часов обеспечивает дальнейшее повышение благосостояния. Стандарт полного рабочего дня от 37 до 40 часов существенно не отличался от любой другой категории рабочего времени, когда речь шла о психическом здоровье. Таким образом, они предполагают, что для получения выгоды от ментального благополучия оплачиваемой работы самая «эффективная доза» составляет всего около одного [стандартного рабочего дня] дня в неделю, поскольку все остальное мало что меняет.
«У нас есть эффективные руководства по дозировке для всего: от витамина С до нескольких часов сна, чтобы помочь нам чувствовать себя лучше, но это первый раз, когда задают вопрос о оплачиваемой работе, - сказал соавтор исследования доктор Брендан Бурчелл, социолог из Кембриджского университета, который возглавляет исследовательский проект по трудоустройству, - Мы знаем, что безработица часто наносит ущерб благополучию людей, негативно влияя на личность, статус, использование времени и чувство коллективной цели. Теперь у нас есть представление о том, сколько нужно оплачиваемой работы, чтобы получить психосоциальную выгоду от работы, а это совсем немного» (конец цитаты).
Теперь (как обещано) поговорим о том, как миф "благотворной занятости 40 часов в неделю" порождает иллюзию потребности в персонале. Как известно, население развитых стран - стареет, следовательно - доля трудоспособных жителей падает, а доля пенсионеров растет. Если смотреть на это объективно (без мифических шор), то это экономически вполне позитивный феномен. Можно сократить ранее созданные рабочие места типа "bullshit job", а также спокойно провести сокращения персонала в несколько раз на предприятиях, проходящих роботизацию по схеме i4 (четвертой индустриальной революции).
Но официозные политики и прочие "авторитетные общественные деятели" смотрят сквозь эти мифические шоры, и начинают требовать либо повышения рождаемости, либо импорта гастарбайтеров. Зачем? А чтобы заполнить вакансии, которые будут образовываться в ходе старения населения. Эти деятели забывают (или делают вид. что забывают) о ненужности большей части рабочих мест. О том, что эти рабочие места создавались лишь чтобы избежать безработицы. Эти места "bullshit job" были придуманы, как псевдо-экономическое средством решения надуманной социальной проблемы занятости. А теперь они подаются, как нужная работа, которую непременно должен кто-то делать. Абсурд...
Посмотрим. что будет теперь, когда социальная значимость полной занятости опровергнута наукой, путем репрезентативного социально-психологического исследвоания.
Хотя, вопрос. наверное, риторический...
|
</> |