Пруд бессмертия
zona_riska — 01.05.2024Амри́та (санскр. अमृत, IAST: amṛta, «бессмертие») — в индуистской мифологии — напиток богов, делающий их бессмертными. И мы как раз прибыли к ее источнику - в Амритсар.
У сикхов много индуистского, немудрено, ведь сикхизм — дитя индуизма. Целое озеро Амриты — центр Священного для каждого сикха Амритсара. Сикхизм — самостоятельная религия, возникшая в XVI веке на основе индуизма и ислама в Пенджабе.
Это — монотеистическая религия, создатель сикхизма и первый гуру, Нанак, утверждал, что существует только один Бог и потому его важнейшее определение – Эк (Один, Единый, Единственный). Первая мантра («Мул-мантра» – основная, главная мантра), которой открывается священная книга сикхов Гуру-грантх, сообщает: «Бог един и вечен. Он присутствует всюду и во всём – и [одновременно] является Творцом всего сущего. Он имманентен в своём создании. Он лишён страха и враждебности. Он существует вне времени. Он вне смерти и рождения. Он познаётся милостью гуру».
Бог в сикхизме не персонифицирован, его главная характеристика – ниргун, «не имеющий качеств», но одновременно Всевышний существует везде и всюду, проявляясь посредством бесконечного множества живых форм, а также своих деяний. Тем самым он обретает характеристику сагун, «наделённый качествами», но никогда не выступает в антропоморфном облике и всегда остаётся невидимым. Поэтому, учил Нанак, не может существовать изображений для поклонения Богу и не имеет смысла создавать храмы в его честь. (https://bigenc.ru/c/sikkhizm-c342b9).
Путь спасения в сикхизме – любовь к Богу, стремление к познанию его и слияние с ним, переход в такое состояние, когда божественная и собственная сущности становятся единым целым; это достигается с помощью непрестанных размышлений о Всевышнем и осмысленного повторения его имени, с другой стороны, он доступен для постижения каждым человеком, причём вне зависимости от происхождения и социального статуса, религии (словами Нанака: «Нет индусов и нет мусульман»), касты, пола, возраста (https://bigenc.ru/c/sikkhizm-c342b9). Кстати, в отличие от индуизма, в котроый невозможно «вступить». Индуистом можно только родиться.
Сикхизм не требует ухода от мирских дел, отшельничества или аскезы; напротив, люди должны непременно вести добродетельную трудовую жизнь, следуя дхарме домохозяина. Сикхам необходимо стремиться к избавлению от пяти главных пороков – гнева, гордыни, алчности, страсти, привязанности к мирским делам. В сикхизме существует особая форма служения Всевышнему – сангат, которая подразумевает совместное присутствие сикхов на проповеди гуру и исполнение ими гимнов. Такие мероприятия завершаются коллективной трапезой (лангар), в которой, как и в ходе служения, принимают участие все члены общины безотносительно касты (https://bigenc.ru/c/sikkhizm-c342b9).
Вы уж простите, что я тут цитирую бесконечно...Просто я сама мало что знаю об этих религиях, ну и пытаюсь понять хотя бы основное. Что нам рассказывают сикхах (это не проясняет нисколечки куда это все взялось) — традиция «пяти К»:
— сикхи посвящают свои волосы Богу, они их никогда не стригут и заматывают в чалмы. Чалмы — разного цвета, это может что-то значить, типа принадлежности к определенной группе, но может и не значить ничего. Женщины, кстати, также могут носить это головной убор. Ни разу не видела.
— сикхи носят металлический браслет, «кару», символ нерушимой привязанности и преданности Богу, это церемониальный предмет один из символов Веры.
— сикхи носят оружие, все, включая женщин. Многое спрятано в тюрбане. Но чаще всего это — кирпан - клинок с изогнутым концом.
— сикхи носят кангха - гребень, чтобы дважды в день расчесывать этакую красоту. Он тоже прячется под тюрбан, чтобы всегда был под рукой.
— сикхи носят качера - трусы выше колен, по форме напоминающие боксеры или, может быть, наши семейники, из 100% хлопка, не облегающие и с завязкой, дабы тот, кто их развязывает имел время подумать, и не совершать грех похоти. Скорее всего, их носят и мужчины, и женщины.
Центр Амритсара:
Кругом интересные здания:
В сторону Храма всегда толпа:
Ну, разумеется, по дороге к Храму уйма нищих и трогующих «необходимым» для посещеия. Но, кстати сказать, по сравнению в Египтом это все просто слезы....В Египте вас уже бы изнасиловали бы все желающие заработать на чужой, прошу заметить, религии....
Площадь перед Храмом, «гардеробы» для обуви и прочая «инфраструктура» поразила своей мощностью, тут реально мого паломников. Перед входом под «своды Храма» — углубление для омовения ног, из которого особо впечатлительные паломники зачепывают воду и пьют, что меня поразило до глубины души, поскольку я к тому моменту была доверху накачана правилами, позволяющими избежать заболевания какими-либо инфекциями в Индии, да и воду мпосе омовения ног я не стала бы пить нигде, пожалуй...
А вто открывается и сам Золотой Храм:
Озеро Амриты довольно таки большое, окунаются в него мужчины вдоль всего берега, разумеется, не в плавках...В Индии вообще все с этим сурово, рекомендую почитать потрясший меня в свое время «Шантарам». Для дам есть вообще отдельные загончики с одной строны озера, в результате чего там всегда изрядная давка.
Примерно там же и вход к столовой, куда нас занесло, естественно.
Кстати, нам там тоже досталось угощение, именно потому, что мы — гости. Окружающие толпы смирились...хотя и охали. Было что-то типа восточной сладости, вернее, она и была...что-то сладкое и зернистое, возможно, бобовое.
Потом лично я потерялась...Из столовой мы вернулись на берег озера и я пошла в сторону выхода, а все остальные — вокруг озера в другую сторону, тут-то меня и нагнал сикх в синем тюрбане и начал уверять, что «мне нужно туда», мол, наши все ушли в другую сторону, и даже потащил за руку, но я уже не догнала...высматривала знакомые лица безуспешно, а толпа была знатная....В результате мне пришлсь вернуться к «гардеробу», а наша группа обошла вокруг озера и убедилась, что, чтобы зайти вовнутрь Золотого Храма, пришлсь бы отстоять очередь часа в два или три...Ну, конечно, никто не мог себе этого позволить.
Собственно, в Гурудвару, Молельный Дом сикхов, может зайти кто угодно. Но! Это не храм, а, скорее, Хранилище книги. «Ади Грантх» считается символическим представителем всех гуру, Гуру Гобинд Сингх стал последним гуру в человеческой форме...Ну, в Гурудвару мы попали немного позже, а сейчас всем пришлось покинуть Священное озеро...Ну а я благополучно дождалась «своих».
Интересно, что в таких ситуациях чаще всего чувствуешь себе немного как посетитель зоопарка, так, с высоты...И наш гид, «осовремненный индуист», явно тоже так себя чувствовал. Вот ведь....
А как вы воспринимаете такого плана чужие религии? Как забавные чужеродные предрассудки? Как что-то потенциальное? Чисто как исторический факт, не подлежащий осмыслению?