Поле Курукшетры
zona_riska — 23.04.2024А теперь — мы приезжаем в Курукшетру. Немного про нее я уже упоминала.
«До того, как это поле назвали Курукшетрой, оно носило название Саманья-панчака. Царь Куру за много-много веков до битвы на Курукшетре стал совершать великую аскезу ради процветания всей своей страны. Раньше цари знали, каким способом вывести свой народ на новый уровень процветания. Он должен был пахать это поле без перерыва, и в результате из земли должна была проявиться сама праведность - хорошая карма. Но Индра (Царь Небес) появился перед ним и отрубил ему руку. Куру это не остановило, он поблагодарил Индру и продолжал пахать дальше. Он так хотел, чтобы на земле проявилась праведность, что даже не заметил этой проблемы и продолжал пахать одной рукой.
Поэтому поле битвы, которое описывается в этом стихе, необыкновенное - это знаменитейшее святое место паломничества. Говорится, что даже если человек просто вдыхает пыль с этого поля, то его жизнь становится успешной». Лекция РУЗОВА В.О. www.ruzov.ru
Поле Курукшетры — поле битвы между Пандавами и Кауравами, «бобром» и «козлом» далекого то ли пятого века до нашей эры, то ли второго нашей....
26.И Арджуна увидел в обеих армиях своих отцов, дедов, учителей, дядей по матери, братьев, сыновей, внуков, друзей, а также тестей и благожелателей. 27. Когда Арджуна, сын Кунти, увидел своих друзей и родственников, сердце его преисполнилось состраданием, и он сказал: 28. Арджуна сказал: "Мой дорогой Кришна, видя перед собой своих друзей и близких в таком воинственном духе, я чувствую, как члены мои дрожат, и во рту у меня пересыхает. 29. Всё моё тело содрогается, и волосы встают дыбом. Мой лук Гандива выскальзывает из рук, и кожа пылает. 30. Я больше не могу устоять устоять на ногах. Я больше не владею собой, и в голове у меня всё путается. Я предвижу одни лишь несчастья, о Кришна, победитель демона Кеши. 31. Что может принести мне эта битва, где погибнут все мои сородичи? Такой ценой, о Кришна, как могу я желать победы в ней, надеяться на царство и радости, которые оно мне принесёт?
Главный герой, Арджуна, видит, что он должен биться со свими родными...и не понимает, зачем.
36. Грех падёт на нас за убийство сыновей Дхритараштры и наших друзей, пусть даже они и злодеи; мы не должны этого делать. И чего мы этим достигнем, о Кришна, супруг богини удачи, и как мы можем быть счастливы, убив наших близких?
Ответ Кришны:
2.11. Произнося премудрые речи, ты скорбишь о том, что не достойно скорби. Мудрец не скорбит ни о живых, ни о мертвых. 2.12. Никогда не было так, чтобы не существовал Я, или ты, или все эти цари, и в будущем мы никогда не прекратим существование. 2.13. Как в этом теле воплощенная душа переходит из детства в юность, из юности в старость, так она переходит и в другое тело. Мудреца это не вводит в заблуждение. ... 2.18. Говорится: все эти тела преходящи, а воплощенная душа вечна, неразрушима и неизмерима; поэтому сражайся, о потомок Бхараты.
... 2.20. Душа не рождается и никогда не умирает. Она не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерожденная, вечная, постоянная и древнейшая. Она не погибает, когда убивают тело. ...
2.28. Существа не проявлены в начале, о Бхарата, проявлены посредине, и вновь не проявлены в конце. Так, о чем же скорбеть?
2.29. Одни взирают на душу как на чудо, другие говорят о ней как о чуде, иные слушают о ней как о чуде, а некоторые, даже услышав о ней, не понимают ее.
2.30. О потомок Бхараты, воплощенный в теле вечен и не может быть убит. Поэтому тебе не стоит скорбеть ни о каких существах.
2.31. Учитывая свой особый долг, ты не должен колебаться; нет ничего лучшего для кшатрия, чем праведная битва. ...
2.47. У тебя есть право только на действие, но не на его плоды. Да не будут плоды деяний поводом твоих действий, но и к бездействию не привязывайся.
Мы сейчас можем пользоваться только символизмом этих писаний...Что нам эти битвы? Тогда они, возможно, кем-то были выиграны, кем-то проиграны. А мы можем только играть битвы внутри себя самих между Пандавами — положительными героями и Кауравами — недостатками внутри себя. И понимать, что внутри нас вечны и те и другие — как недостатки, так и положительное, почти что божественное. И вечна только сама битва.
А Бхагаватгита считается одним из трех основополагающих текстов индуизма, одним из самых почитаемых священных текстов, поэтому то место, где она была «дана», считается священным.
Между прочим, тут есть и целый музей Кришны, Sri Krishna Museum. И, между прочим, четыре этажа культурных артефактов, инсталляций из мифологии и довольно реалистичных картин. В общем, прекрасный музей!
Если видите Бога с флейтой — это должен быть Кришна:
Неподалеку и строящийся монастырь с храмом для служения Кришне:
Жизнерадостные компании паломников-туристов, многие из которых в национальных одеждах, очень ярких и живописных:
В стеклянном коробе — колесница с Кришной и Арджуной, все вот такие красивые и нарядные:
Можно подумать, что дама молится...Но — нет, она снимает службу на камеру. У индусов все это прекрасно совмещается, весьма гармонично. А что такого-то?
А это — сама служба, распевают «псалмы», довольно приятная и живая музыка:
Священный пруд, за ним — новая территория, там все еще только строится, и туда хода нет:
Баньяны всякие, тут есть, под чем просветлиться:
Вообще, очень много совершенно новых храмов, и много строящихся. В Индии — целая государственная программа по восстановлению и укреплению национальной и религиозной идентичности, хотя кажется, что они и так практически все религиозны. Но размах! Там же, в Курукшетре, видели стройку совершенно грандиозного сооружения, в виде колесницы Арджуны — белоснежные блестящие кони, скорее всего, поболее, чем у нас над Большим театром или на как-нибудь известной Триумфальной арке. Сфотографировать не успела, но пишут, что кони эти по 12 метров, и небольшие фото в Сети не передают совершенно масштабов Храма.
Озеро, под которым, по преданиям , прятался Дурьодхана, давно стало священным, на его берегах гнездятся паломники и служатся пуджи:
Это место может вместить до миллиона (!!!) паломников! И вмещает...
Хорошо, что мы этого не застали, и у нас все спокойно:
Ну и как, вспомнили Бхагават Гиту? О чем она? Зачем она? Нам? Как думаете?